ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 10

Во Франции до XIV в. и в Англии до 1290 г. существовал архаичный обряд, описание полного «Сиддура» которого сохранилось в составе сочинения «Эц Хайим» («Древо жизни») Иакова бен Йехуды Хаззана из Лондона (около 1286 г.). Один из вариантов этой традиции практиковался также в трёх общинах Северной Италии – Асти, Фоссано и Монкальво (известны по акрониму «AФaM»), причём в Асти он просуществовал до 1965 г. Важные сведения о богослужении южнофранцузских иудейских общин XII в. содержатся в галахическом своде «Ха-Эшкол» Абрахама бен Ицхака Нарбонского (Рабада II; ум. в 1179 г.) и в «Сефер ха-Манхиг» Абрахама бен Натана (Ярхи) из Люнеля (современный департамент Эро, Франция). Одним из важнейших источников сведений по истории ашкеназского обряда Северной Франции исследователи называют «Махзор Витри» («Mahzor Vitry»), составленный учеником Раши Симхой бен Шмуэлем. В ранних рукописях этого «Махзора» галахические постановления предшествуют литургическим текстам. В нём приводятся рассуждения о ежедневной и ночной молитве, о порядке молитв в субботу, на Новомесячье, Ханукку, Пурим, Пасхальная аггада, арамейский перевод чтения в седьмой день Песаха (Исх. 13:17–15:26), законы Шавуот в переводе на арамейский язык, трактаты «Авот» (с комментарием), «Хилхот Дерех Эрец», «Пирке бен Аззай», толкование на Каддиш и Декалог, чин молитв в Пост 9 ава, законы о постах и трауре, чинопоследования на Рош ха-Шана, Йом Киппур, Суккот, гимны хошанот с комментариями, служба на праздник Симхат Тора, чины брака и обрезания, законы о шехите и трефном, а также множество пиютов и аггадот. Исследователям известен также так называемый Сиддур Раши, который исследователи XIX – первой половины XX вв. считали более древним, чем «Махзор Витри». Однако сейчас исследователей полагают, что он более поздний и зависит от «Махзора Витри». Литургические сведения содержатся также в «Сефер Махким» Натана бен Йехуды бен Азриеля (конец XII в.), в Сиддуре Труа (XIII в.), составленном Йехудой бен Элиезером, учеником Менахема бен Йосефа из Труа, в сборнике респонсов «Сефер ха-Пардес», приписываемом Раши, в трактате «Сефер ха-Ора». На германских землях развивался ашкеназский обряд с рядом палестинских элементов в богослужении и палестинской гимнографией, заимствованной из Италии. Эти общины сильно пострадали в период Крестовых походов, но свою традицию сохранили. Богослужение Рейнских общин отражает двухтомный «Вормсский Махзор» XIII в. (первый том датирован 1272 г.). По крайней мере, с 1578 г. он хранился в Великой синагоге в Вормсе, но написан был, по мнению исследователей, в Вюрцбурге. Литургические традиции движения «Хасидей ашкеназ» зафиксированы в трёх источниках: толковании на «Сиддур» Элеазара бен Йехуды из Вормса, «Сиддуре» Шломо бен Шимшона из Вормса и «Сиддуре Хасидей Ашкеназ». Наряду с этим движением в Европе существовало много локальных обрядов (минхагим), особенно в пограничных зонах. Так, в общинах четырёх городов в Провансе (Авиньон, Карпантра, Л'Иль-сюр-ла-Сорг и Кавайон) до XIX в. практиковали смешанный, сефардско-ашкеназский обряд (изданы «Махзор Авиньона» и «Махзор Карпантра»), а также cокращённый вариант этого обряда.

 



 
PR-CY.ru