ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 89

В 1957 г. в Москве при хоральной синагоге была открыта иешива «Кол Яаков», в которой также обучалось несколько шохетов (резников). В том же году раввин Шломо Михалевич (Самуил Михайлович) Шлифер издал молитвенник «Сиддур ха-Шалом» (тираж 10 тыс. экз.) и еврейский религиозный календарь. После XX съезда КПСС активизировалась борьба с религией. В 1958–1959 гг. синагоги были закрыты в Черновцах, Виннице, Барановичах, Оренбурге, Рахове (Закарпатская область), Иркутске. С 1959 г. в СССР стали вводить ограничения на выпечку мацы. В 1961 г. производство мацы в пекарнях при общинах было запрещено повсюду, за исключением Москвы, Ленинграда, Центральной Азии и Закавказья. В 1963 г. запрет был распространён на Москву и Ленинград. Советские власти препятствовали получению мацы из-за границы. В 1962–1963 гг. были закрыты синагоги в Свердловске (ныне Екатеринбург), Казани, Пятигорске, Грозном, Львове, Житомире, Жмеринке, Каунасе. В 1966 г. в СССР действовало всего 62 синагоги. Запрещён был также ввоз в СССР предметов еврейского религиозного культа и религиозной литературы. В конце 1950 – начале 1960 гг. были закрыты еврейские кладбища в Минске, Киеве, Ровно, Пинске, Кишинёве, Пружанах. После отстранения Никиты Сергеевича Хрущёва от руководства страной давление властей на иудаизм стало менее интенсивным, ограничения на выпечку мацы были сняты (в 1965 г. в Москве мацу выпекали четыре пекарни). В 1969 г. была попытка создать объединённую сионистскую организацию. 16–17 августа в Москве состоялась встреча представителей сионистских групп Риги, Москвы, Ленинграда, Харькова, Минска и Тбилиси, на которой было принято решение о создании Всесоюзного координационного комитета. 8–9 ноября на встрече в Риге было решено выпускать еврейский журнал «Итон», первый номер которого вышел в феврале 1970 г. В 1968 г. в Риге, по примеру израильских, были созданы первые ульпаны – центры интенсивного изучения иврита и еврейской культуры. В 1970 г. в Ленинграде в 12 квартирных ульпанах проходило обучение больше сотни человек. В 1970 гг. среди участников еврейского движения, носившего изначально светский характер, появились первые баалей тшува, т.е. евреи, вернувшиеся к религиозной жизни. Одним из них был Зигфрид Вагнер, присоединившийся к движению Хабад, в квартире которого в 1973–1974 гг. собиралась группа по изучению Торы. В 1979 г. образовались группы по изучению Торы и иудаизма под руководством Ильи Эссас, Зеэва Шахновского, Ицхака Абрамовича Когана и Г. Вассермана. И. Эссас и Г. Вассерман были идейно близки к ортодоксальному религиозно-политическому движению «Агуддат Исраэль». В 1979 г. в Москве была создана религиозная воскресная школа для еврейских детей. Осенью 1987 г. появилось несколько самодеятельных еврейских организаций, объединивших учителей иврита («Союз учителей иврита» во главе с Львом Рафаиловичем Городецким), а также еврейских историков («Еврейское историческое общество» во главе с Валерием Викторовичем Энгелем). В декабре 1989 г. в Москве прошёл первый съезд еврейских организаций, на котором было принято решение о создании Конфедерации Еврейских организаций и общин СССР (Ваад; председатель Михаил Анатольевич Членов). В январе 1990 г. на съезде представителей иудейских религиозных общин СССР был образован Всесоюзный совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО), а главным раввином избран Адольф Соломонович Шаевич. В 1989 г. в СССР появляются первые посланники (шлихим) любавичского ребе, а синагога в Марьиной Роще (Москва) становится центром хасидского движения «Хабад-любавич» (раввин Берл Лазар, с 1990 г.). Тогда же появилась первая община прогрессивного иудаизма «Гинейни».

 



 
PR-CY.ru