ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 83

В начале XX в. активно строились синагоги. В Вильне (ныне Вильнюс, Литва) было около сотни синагог и молитвенных домов, в Одессе – семь синагог и 50 молитвенных домов; синагоги появились и в городах, находившихся вне черты осёдлости (в Санкт-Петербурге – десять), Орле, Самаре, Нижнем Новгороде, Пензе, а также в Сибири (Оренбурге, Челябинске, Томске, Омске), на Северном Кавказе (в Дагестане – двадцать), в Закавказье, в Бухаре – четыре. В начале XX в. в России проживало около 5,2 млн. иудеев (4,13% всего населения страны). В 1910 г., одновременно с очередным заседанием раввинской комиссии, состоялся съезд раввинов и духовных лидеров общин губерний черты осёдлости, Санкт-Петербурга и Москвы. Программа съезда была утверждена департаментом духовных дел, председателем съезда был избран барон Давид Горациевич Гинцбург. Рассматривались проблемы, связанные с организацией общин, предполагавшейся отменой коробочного сбора и образовательного ценза для раввинов, избираемых общинами. Обсуждались также религиозное законодательство о браке, текст еврейской присяги и др. Большинство делегатов съезда принадлежало к хасидским ортодоксальным кругам. Руководство выборами на съезд фактически осуществлял глава Хабада – Шолом Дов Бер Шнеерсон, а его представителем на съезде был духовный раввин Менахем Мендель Хейн. Оппозицию Хабаду составляли видный представитель митнагдим раввин Хаим Соловейчик и три казённых раввина – Владимир Ионович Тёмкин (Херсонская губерния), Яков Исаевич Мазе (Москва) и Иосиф Ицхак Шнеерсон (Черниговская губерния), а также Генрих Борисович Слиозберг, сторонник либеральной трактовки галахи. Либералам удалось добиться внесения смягчающих изменений в законодательство о браке, но в то же время съезд отказался записывать в метрические книги еврейских младенцев, не подвергшихся обрезанию. Было поддержано предложение об отмене коробочного сбора и ценза для избираемых раввинов; делегаты выступили также за сохранение чисто религиозного характера общин. Раввинский съезд 1910 г. стал последним в истории дореволюционной России. На территории Российской империи проживали также небольшие группы грузинских, горских, бухарских и крымских евреев (крымчаков). 15 тыс. последователей неталмудического иудаизма (караимы) добились от властей разрешения именоваться «русскими караимами» вместо «евреи-караимы» и никогда не подпадали под действие законодательных ограничений. В империи действовало около сорока караимских общин и двадцать караимских синагог (кенассы). Существовало два караимских духовных управления: Таврическое с центром в Евпатории и Трокское с центром в Троках (ныне Тракай, Литва).

 



 
PR-CY.ru