ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 84

После Февральской революции 1917 г. значительно улучшилось правовое положение иудеев в России. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», в приложение к которому вошёл перечень статей законов, утративших силу с принятием постановления; почти все эти статьи (около 150) содержали те или иные ограничения в отношении иудеев. Законодательно была оформлена фактическая отмена черты осёдлости (1915 г.). Евреи получили возможность занимать любые должности в армии, гражданской администрации, судебных органах и т.п.; была упразднена процентная норма при приёме в учебные заведения. Однако с приходом к власти большевиков положение еврейских религиозных организаций стало меняться в худшую сторону. 20 января 1918 г. был образован Еврейский комиссариат во главе с Шимоном Марковичем Диманштейном в составе Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац). В течение 1918 г. было открыто 13 местных еврейских комиссариатов. 30 июня – 4 июля 1918 г. в Москве проходил первый Съезд еврейских общин. Съезд избрал руководящий орган – Центральное бюро еврейских общин, которому было поручено координировать работу еврейских учреждений. В июне 1919 г. Еврейский комиссариат издал декрет о ликвидации Центрального бюро и закрытии общин на местах с передачей всех общинных средств и имущества местным еврейским комиссариатам. В июле 1918 г. в Орле была организована первая Евсекция при местном отделении РКП(б). В октябре 1918 г. евсекции совместно с еврейскими комиссариатами провели в Москве конференцию, в решениях которой подчёркивалось, что евсекции являются частью РКП(б) и борются за установление «диктатуры пролетариата на еврейской улице». Было избрано центральное бюро Евсекции (главным образом, из членов Еврейского комиссариата) под председательством Ш.М. Диманштейна. В декрете Еврейского комиссариата от 19 августа 1918 г. языком обучения в еврейских школах был назван идиш, а преподавание иврита, ассоциировавшегося только с синагогой, было сокращено, т.к. «религия должна быть полностью исключена из еврейских народных школ». В начале 1919 г. Еврейский комиссариат издал декрет, объявлявший иврит «языком реакции и контрреволюции» и предписывавший преподавание в еврейских школах на языке идиш. Несмотря на протесты сионистов и поддержку Анатолия Васильевича Луначарского и Михаила Ивановича Калинина, 30 августа 1919 г. Наркомпрос принял решение запретить преподавание иврита во всех учебных заведениях. В начале 1920 г. Российский еврейский комиссариат стал отделом Наркомнаца, а руководство жизнью евреев сосредоточилось в руках Евсекции ВКП(б). В то же время были попытки вызвать раскол среди религиозных евреев. Летом 1919 г. раввин А. Житник провозгласил себя «красным раввином» и начал организовывать на Украине «красные общины», которые вели коммунистическую пропаганду, отмечали в синагогах советские праздники. В различных городах устраивались «красные седеры» в Песах. В 1920 г. в Витебске был организован «иомкипурник» с праздничным шествием по улицам города.

 



 
PR-CY.ru