ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ

ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ – монотеистическая религия, в основании которой – откровение, полученное пророком Моисеем на горе Синай, не только записанное в Священном Писании, но и передававшееся устно – так называемая письменная и устная Тора. Хотя последователи раввинистического иудаизма исповедуют непрерывность традиции от времени пророка Моисея до настоящего времени, с религиоведческой точки зрения раввинистический иудаизм по ряду критериев отличается от ветхозаветной религии древнего Израиля. Кроме того, раввинистический иудаизм не является единым течением, но разделён на несколько направлений, учение и практика которых существенно различаются (в настоящее время это – ортодоксальное, консервативное, реформистское и проч.). Ввиду отсутствия в раввинистическом иудаизме общепризнанной иерархической структуры исследователям трудно определить, какие практики и учения являются нормативными, а какие – маргинальными. Поскольку на протяжении всей истории раввинистический иудаизм был преимущественно религией еврейского народа, исследователи часто подчёркивают, что термин «религия» не отражает многих аспектов иудаизма, теснейшим образом связанного с политикой, социальной жизнью, культурой и бытом евреев. Происхождение названий «иудаизм», «иудеи» и «иудейство» остаётся предметом научных дискуссий: относились ли они изначально к религии или к этнотерриториальной общности, как соотносятся с именем «Израиль», различались ли самоназвания в пределах Святой земли и в диаспоре. Согласно Иосифу Флавию, наименование «иудеи» появилось после возвращения народа из вавилонского плена. Оно происходит от имени «колена Иуды», которое вернулось первым и дало название всей территории, которую заняли евреи. В «Иудейских древностях» при изложении истории допленного периода выражение «израильтяне» Иосиф Флавий использует 186 раз, а «иудеи» – только 65 раз, для послепленного же периода – только второе, оно встречается 582 раза. По мнению К.Г. Куна, наименование «иудеи» имело как этногеографическую, так и религиозную составляющую. Самоназванием народа было «Израиль» (что отражено в молитвах), выражение же «иудеи» имело хождение как самоназвание только в диаспоре (что исследователи видят на примере произведений Филона Александрийского), и, в основном, его использовали представители других народов, а не сами евреи. Во второй половине XX в. теория К.Г. Куна подверглась критике.

 



 
PR-CY.ru