ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 11

Война с Римом 66–74 гг. привела к краху сложившейся системы управления Палестиной, которая из прежде квазиавтономной части императорской провинции Сирия с царём, клиентом императора, во главе превратилась в полноценную императорскую провинцию. С разрушением храма евреи потеряли права легальной религии. Их обряды с точки зрения римского права стали рассматриваться как сугубо домашние, приватные. Вместо полшекеля на храм был установлен ежегодный налог в два динария (дидрахма) в пользу fiscus iudaicus (иудейской казны), который собирался со всех, кто продолжали жить по-иудейски. Таким образом, для римских властей в данном случае имела большее значение именно религия, а не этническое происхождение. Это решение сыграло, по мнению исследователей, ключевую роль в отделении иудеев от христиан и других течений, возникших в период Второго храма (подробнее см. ст.). Евреям было запрещено селиться в пределах Иерусалима. Земли богатых иудеев были частично конфискованы. В 130 г. до н.э., во время визита императора Адриана в Палестину, Иерусалим был переименован в Элию Капитолину (исследователи полагают, что это произошло уже после восстания Бар-Кохбы). В результате второй войны (132–135 гг. до н.э.) надежд на скорое восстановление храма не осталось (хотя иудеи продолжали в это верить; ср. одно из ранних свидетельств: «Да будет воля Его, чтобы Дом был отстроен в скорости в наши дни»). Тем не менее, общей верой последователей иудаизма было то, что Тора и Завет по-прежнему действуют (2 Варух. и 4 Езд.). Подверглись ли гонениям иудеи, не участвовавшие в восстании Бар-Кохбы, и были ли какие-либо запреты именно в отношении иудейской религии, исследователям точно не известно. Поскольку император Антонин Пий разрешил совершать обрезание рождённых в иудействе, но категорически запретил обрезание прозелитов, исследователи предполагают, что какие-то репрессивные меры в отношении иудеев в целом были введены при императоре Адриане. Хотя считается, что евреи в Палестине составляли преимущественно сельское население, крупные иудейские общины сохранились и получили развитие в таких городах, как Тивериада (Тиверия), Сепфорис, Диосполь (Лидда, Лод), Кесария Приморская, Скифополь (Бейт-Шеан), Птолемаида (Акко), Тир, Сидон и др. Более того, вплоть до V в. н.э. евреи составляли, по мнению исследователей, большинство населения Палестины (римляне не провели столь массовой депортации евреев, как вавилоняне). Исследователям известно около 500 имён раввинов, живших в Палестине предположительно во II–III вв. н.э. В Египте и Киренаике синагоги продолжали действовать и после войны с Римом, но храм в Леонтополе был закрыт в 73 г. В том же году была уничтожена вся иудейская аристократия в Кирене. Исследователям известно, что иудеи облагались дополнительными налогами и страдали от поборов местных властей. В 113 и 115 гг. произошло несколько массовых выступлений против иудеев в Александрии. Ответом на них стало иудейское восстание 116–117 гг. в Месопотамии, Киренаике, на Кипре, в Ливии и во многих местах в Египте. В результате все евреи были изгнаны из Александрии.

 



 
PR-CY.ru