ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 19

По мере появления письменных сборников мнений авторитетных раввинов по разным аспектам галахи в раввинистическом иудаизме стало правилом выносить решения не на основе личного толкования Торы или на основе какого-то одного сборника («Мишны», «Тосефты», аггадических мидрашей), но опираясь на всю сумму традиции, которая получила название «талмуд» (букв. – «наставление», «учение»). Основу сборника с таким названием составила так называемая гемара (евр. – «завершение» или арам. – «обучение») – мнения амораев, дополнявшие или объяснявшие «Мишну». Иерусалимский (точнее, Палестинский по происхождению; название «Йерушалми» появилось только в первопечатных изданиях) Талмуд был составлен в Тивериаде, о чём неоднократно говорится в его тексте, но включает суждения раввинов из Кесарии, Лидды, разных мест Галилеи и Вавилонии. Он представляет собой собрание 39 (точнее, 36 по палестинскому делению) трактатов, выстроенных по образцу «Мишны». Всего в Палестинском Талмуде четыре раздела – «Зераим», «Моэд», «Нашим» и «Незикин» (в нём не хватает трактатов «Авот» и «Эдуйот»), к которым прибавлен трактат «Нидда» из раздела «Тохорот». Если даже, как говорят средневековые авторы, Палестинский Талмуд изначально включал все шесть разделов «Мишны», два последних были утеряны уже в раннее Средневековье (наряду с некоторыми главами сохранившихся трактатов), поскольку их следов нет в Каирской генизе. Исследователи полагают, что текст «Мишны», судя по тем же фрагментам из генизы, был добавлен к тексту Талмуда не сразу. Время составления Талмуда исследователи определяют лишь приблизительно. Распространённая в литературе датировка (360–370 гг.) основана, по мнению исследователей, на ряде допущений. В частности, пребывание римского военачальника Урсикина (magister equitum per Orientem), упоминаемое в Палестинском Талмуде, связывается с еврейским восстанием при Цезаре Галле, из чего выводится опорная дата для четвёртого поколения амораев.

 



 
PR-CY.ru