ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 10

Поскольку кумраниты уделяли толкованию Закона Моисеева большое внимание, документы их общины проливают свет на те галахические споры, которые велись во II–I вв. до н.э. Отдельные сведения об этих спорах сохранились в раннераввинистической литературе. Раввинистическая литература в целом избегает отождествления ранних раввинов с фарисеями. Исследователи встречают и негативные высказывания о фарисеях. По мнению исследователей, потому что раввины видели себя выразителями интересов всего народа и единственными законными наследниками традиции, существовавшей до разрушения Иерусалимского храма, тогда как фарисеи были известны как одна из множества религиозных групп той эпохи. Хотя взгляды фарисеев считаются наиболее близкими к учению раввинов, и именно фарисеям отводится последнее слово в спорах, когда излагаются мнения представителей разных течений периода Второго храма, многие аспекты религиозной практики и вероучения фарисеев и раввинов отличались. В частности, раввины пересмотрели характерную для фарисеев практику хавурот (братских трапез, совершавшихся в особых условиях ритуальной чистоты), поскольку она вела к обособлению раввинов от основной массы народа. Исследователи с уверенностью говорят только о том, что некоторые из тех, кто были известны как фарисеи в период Второго храма, почитались как мудрецы и учители в раввинистическом иудаизме (например, упоминаемый в связи с судом над Иродом в 47 г. до н.э. Самайа, ученик фарисея Поллиона, – это, как полагают исследователи, рабби Шаммай; Гамалиил в Деян. 5:34 и 22:3 – это раббан Гамлиель I; исследователи полагают, что раббан Шимон бен Гамлиель упоминается в автобиографии Иосифа Флавия; Хони (Ония) по прозвищу Рисователь кругов также был известен Иосифу Флавию; в Мишне к «остатку Великого собрания» причисляется Шимон Праведный, которого обычно отождествляют с первосвященником Симоном, сыном Онии (Сир. 50:1 и сл.). Эти отождествления служат исследователям опорными точками для построения хронологии раввинистического движения. Раввины делят свою историю на несколько поколений. Период до формирования школ Гиллеля и Шаммая называется временем пар мудрецов (зугот), среди которых Иосе бен Иоэзер из Цереды и Иосе бен Иоханнан, Иехошуа бен Прахия и Маттай (Ниттай) ха-Арбели, Иехуда бен Таббай и Шимон бен Шетах, Шмайя и Авталион. Следующее поколение принято называть «таннаим» (букв. – «повторяющие»). К нему причисляются все раввины, жившие до времени записи Мишны (до начала III в. н.э.). После таннаев идут «амораим» (букв. – «объясняющие»), к которым исследователи относят восемь поколений мудрецов Палестины и Вавилонии, живших до VI в. н. Поколение, завершившее составление Талмуда, именуется «савораим» (букв. – «предполагающие» или  букв. – «анонимные»). Наконец, раввины, жившие в VIII–XI вв., называются букв. – «выдающиеся».

 



 
PR-CY.ru