ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ - Страница 20

В образе императора Диоклетиана, который упоминается в трактатах «Недарим» и «Шевуот», исследователи видят другого императора – Юлиана Отступника (причём на основании слова «туда» (так обычно в Талмуде обозначают Вавилонию) в описании направления похода, а также на основании упоминания в следующем речении правителя Шапура (как полагают исследователи, Шапура II; 309–379 гг.) делают вывод о том, что речь идёт о походе Юлиана Отступника в Персию в 363 г.). Если в Талмуде действительно имеются в виду именно эти лица и события, стиль рассказа о них (притчевый или легендарный) заставляет исследователей усомниться в том, что их можно брать в качестве опорных точек для датировки, поскольку это не свидетельства очевидцев и современников, а предание, на неопределённый срок отстоящее от описываемых событий. Кроме того, многие исследователи пытаются вычислить дату составления Талмуда, высчитывая годы жизни упоминаемых в нём представителей поколений амораев. Но этот метод, по мнению других исследователей, ещё менее надёжный, поскольку ни для одного из раввинов этого периода нет подтверждаемой внешними источниками точной даты жизни. В качестве альтернативной даты составления исследователи предлагают начало V в., но она тоже приблизительная. Палестинский Талмуд цитируется в аггадических мидрашах (в частности, в Берешит Рабба), но время их составления исследователям также неизвестно. Древнейшее свидетельство текста Талмуда – надпись VI–VII вв., обнаруженная в 1974 г. на мозаичном полу синагоги в Тель-Рехов. Исследователи не сомневаются, Палестинский Талмуд редактировался спустя некоторое время после составления основного ядра, поскольку трактат «Незикин» в его составе по лексике и стилю отличается от остального материала. В отличие от «Мишны» Палестинский Талмуд ориентирован на более широкую аудиторию. Он пользовался авторитетом в Палестине, Египте и Северной Африке, но постепенно был вытеснен Вавилонским Талмудом и был востребован только в Италии и у ашкеназов. К началу книгопечатания была известна одна полная рукопись –1289 г. (из Италии). Неполные рукописи –XIII в. (из Италии) и XV в. (из Испании, записан на полях Вавилонского Талмуда). Первопечатное издание вышло в Венеции в 1523–1524 гг. (сделано на основе Лейденской рукописи и содержит множество произвольных исправлений издателя). Лучшим изданием исследователи считают Виленское издание 1922 г. На русский язык Иерусалимский Талмуд не переводился.

 



 
PR-CY.ru