ВОПЛОЩЕНИЕ - Страница 34

Наконец, во Христе божественное действие пользовалось человеческим действием, а человеческое действие было причастно силе божественного действия. Богословы средневековой Европы традиционно не ограничивали Воплощение Бога какой-то одной целью, но говорили сразу о нескольких, из которых можно выделить основные. Начиная с Ансельма Кентерберийского, одну из важнейших целей Воплощения видели в «удовлетворении» (satisfactio) божественной справедливости. Поскольку в раю человек не воздал Богу подобающей Ему чести и нанёс Ему оскорбление, он должен был сполна «вернуть долг» (reddere debitum) и воздать Богу подобающую Ему честь, что и есть удовлетворение Богу за оскорбление. Но человек сам был не в состоянии вернуть Богу долг и принести должное удовлетворение, которое было бы соразмерно тяжести преступления, что возможно только в том случае, если кто-то воздаст Богу за грех, совершённый человеком, нечто большее, чем всё то, что «после Бога», т.е. нечто большее, чем весь тварный мир. Но воздать Богу нечто большее, чем весь тварный мир, мог только тот, кто сам превосходит всё тварное. Следовательно, это удовлетворение не мог принести никто иной, кроме Самого Бога. Однако нанёс Богу оскорбление не Бог, а человек, поэтому и принести удовлетворение должен был человек. Таким образом, это удовлетворение не мог принести никто, кроме Бога, но не должен был приносить никто, кроме человека. Следовательно, необходимо, чтобы его принёс и Бог, и человек одновременно, т.е. Богочеловек (Deus homo), для чего и потребовалось Воплощение Бога. Некоторые схоласты полагали, что Воплощение было необходимо потому, что нужен был посредник (mediator), который примирил бы враждующие и разделённые стороны – Бога и человечество. Так, согласно Гуго Сен-Викторскому, «Сын Божий для того стал человеком, чтобы иметь возможность стать Посредником примирения и мира между Богом и человеком. Ведь Он воспринял человечество, посредством которого приблизился к людям, и сохранил Своё божество, благодаря которому не отделился от Бога… Слово Само восхотело соединиться с нами, чтобы в Себе и через Себя соединить нас, и притом с Тем, с Кем Само пребывало в единстве». В сочинениях средневековых западных богословов встречается и мнение, что Воплощение было необходимо для того, чтобы справедливым способом победить дьявола и освободить из-под его власти пленённое человечество. Подобно Афанасию Великому и другим греческим отцам, некоторые схоласты говорили об обожении человека как цели Воплощения: «Причиной Воплощения Христа было предопределение обожения человека (praedestinatio humanae deificationis), ибо от вечности было предопределено Богом, чтобы человек обожился… Итак, Христу следовало воплотиться, чтобы человек мог обожиться» (hunc incarnari, ut homo posset deificari). Согласно Гуго Сен-Викторскому, «когда Бог начал быть человеком, человек начал быть Богом. Бог начал быть подчинённым человеком, а человек начал быть совершенным Богом. Бог был унижен в человеке, а человек был возвышен в Боге… Как Бог, когда начал быть человеком, воспринял то, что было свойственно человеку, так и человек, когда начал быть Богом, получил то, что было свойственно Богу». От обожения в качестве цели Воплощение неотделимо и усыновление людей Богу: «Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божьими. Природный Сын Божий был послан Отцом, чтобы призвать к наследию тех, кто должны стать сынами по усыновлению». В связи с этим некоторые схоласты высказывали мнение, что Бог воплотился бы, даже если бы человек не согрешил, и что Воплощение Сына Божьего было предопределено от века и входило в изначальный план творения. Однако это остаётся частным мнением отдельных богословов, в то время как большинство схоластов напрямую связывали Воплощение с грехопадением и восстановлением человека. Фома Аквинский суммировал их аргументацию следующим образом: хотя сила Божья безгранична, и Бог мог бы воплотиться, даже если бы человек не согрешил, однако следует отвергнуть это мнение потому, что в Священном Писании о Воплощении всегда говорится только в связи с грехом первого человека, а значит, следует признать, что дело Воплощения определено Богом как врачевство от греха (in remedium peccati), так что если бы не было грехопадения, то не было бы и Воплощения». Богословы Реформации формулировали учение о Воплощении на основании халкидонского вероисповедания. Изложение этого догматического учения они обычно предваряли высказываниями о каждой из двух природ. Божественной природе во Христе усваиваются все свойства Божьи: бесконечность, всемогущество, всеведение, вездесущее, неизменяемость, бесстрастность и пр. Человеческая природа осмысляется как причастная ограниченности человеческого существования: ограниченность по времени, месту, зависимость от телесных нужд, подверженность страданиям и пр.

 



 
PR-CY.ru