ОЛЬГА - Страница 18

Исследователи отмечают неточность переводчика – в греческом языке нет аналога буквы «шин», и вместо Рош получалось Рос – стала основой для греческого имени северной страны – Руси и России: уже в X в. византийский император Константин VII Багрянородный называл Русь Россией. Библейские ассоциации на протяжении всего Средневековья сопровождали имя Руси: когда уже в XVI в. до Европы дошли слухи о зверствах Ивана Грозного, стало ясно – вот он князь Рос, Мосоха (великий князь Московский – к имени Мосоха возводили Москву и позднее средневековые русские сочинения); даже для Тувала нашлась русская аналогия – столица Сибири Тобольск. По мнению исследователей, это может быть так, а может быть, и нет. Во-первых, вряд ли библейские пророки стали бы пугать вымышленным грозным врагом. Библия всё-таки не мифологическая книга, в основу её положены реальные исторические события. И «притягивать за уши» Москву к имени Мосоха едва ли правомерно. И Тувала реально могла обозначать столицу Сибири Тобольск. У исследователей нет оснований предполагать, что могущественная Византия до ужаса испугалась нашествия викингов или варягов. Не их ли греки называли «моголами», т.е. «великими» («могол» по-гречески «великий»), и не от них ли китайцы хотели отгородиться своей колоссальной стеной? Не о них ли говорится в Библии? По мнению исследователей, едва ли можно считать, что для авторов Библии горы Кавказа были чуть ли не краем света. Исследователи полагают, что всё-таки существовала какая-то великая империя на севере Восточной Европы и Азии, которая наводила ужас на всю Ойкумену. Почему бы не  предположить, что Гога и Магога – действительно части одной империи северных народов, гиперборейцев, живших на севере Восточной Европы и Азии? Гога – территория до Урала, а Магога – всё то, что было за ним? «Повесть временных лет…» начинается с вопросов: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть?». Собственно «начало» Русской земли также описано в «Повести временных лет…» дважды. Первый раз – под 852 г. (ошибочно вместо 842 г.), открывающим историческую (датированную) часть летописи: «в лето 6360 (от сотворения мира) начал Михаил царствовать, начала прозываться русская земля Русская земля. О сём узнали, ибо при сём царе приходила Русь на Царьград, как пишется в летописанье греческом». Второй раз о начале государства (Русской земли) говорится под 862 г. в легенде о призвании варяжских князей: «И от тех варяг прозвася Русская земля». Значимость царствования Михаила III для начальной летописной традиции заключалось не только в том, что при этом царе «русь» была впервые упомянута в хронографе – вошла во всемирную историю: это упоминание «безбожной руси», угрожавшей божественному граду, само по себе было малопрестижным. Само царствование и имя Михаила III было знаменательно для начальной русской (и славянской) истории – имело, помимо «исторического», символический смысл, настолько самодовлеющий, что неточные расчёты времени этого царствования повторялись в разных списках летописи, и сетка «временных лет», которые начинались «от Адама» и доводились до правления Михаила III и первых русских князей, «сбивалась». Символический смысл имени заключается в том, что Михаилом именовался (уже в ветхозаветном пророчестве Даниила – Дан. 12.1) – последний праведный князь, царство которого будет предшествовать концу света.

 



 
PR-CY.ru