ОЛЬГА - Страница 35

Но, видимо, пока Ольга унижалась в Константинополе, в Киеве из-за отсутствия Святослава укрепилась партия Свенельда, и послов, прибывших, скорее всего, с дарами к одним правителям, выгнали другие. А Ольгу, как не выполнившую свою дипломатическую миссию в Царьграде, оттеснили на второй план, выдвинув вперёд другую марионетку – Елену, сказав, что это та же Ольга, сменившая имя после крещения. Но менять имя при крещении были обязаны только те, кто принимал монашеский постриг. Может быть, Ольга и стала монашкой одного из Афонских монастырей, и была это та самая Helena von Rossow, о которой говорил Н.М. Карамзин? До середины X в. Западная Европа, занятая своим переустройством, особенно не интересовалась восточными соседями. Но объединённая саксонской династией Германия, как новая, мощная и растущая держава, не могла уже отвести свой взор от восточных славян. В дальнейшем это стало для неё основной политикой, как военной, так и миссионерской. Причём, католики как корпус разведчиков императора и папы Римского, как правило, начинали первыми и с покорения духа. В IX в. они распространили христианство в Дании и на юге Швеции, позже – в Норвегии и на севере Швеции. От православия в пользу католичества были отторгнуты Венгрия, Чехия и Польша. На очереди была Русь, и условия там были благоприятные. Русь оставалась глубоко языческой. Поездки Ольги в Константинополь не дали ожидаемых результатов: реальной помощи от Византии не последовало; притязания на менторство над христианской общиной Руси со стороны Царьграда не были сняты; отделение русской епархии от византийской, подобно Болгарии, ещё не было подготовлено. Этим не могли не воспользоваться немцы, для чего использовали посольство Ольги в 959 г. к королю Германии Оттону I (936–973 гг.). Каков был характер посольства: частое ли, с просьбой о военной помощи, с просьбой прислать христианских миссионеров (что тоже было возможно) или по каким-то другим вопросам – достоверно исследователям не известно. Исследователи не исключают, что в 962 г. в Киеве вновь произошёл переворот, который возглавил Святослав. Жители Киева, оскорблённые действиями миссионеров, свой гнев могли справедливо перенести на Ольгу-Елену, так или иначе ответственную за методы католиков. В «Повести временных лет…» содержится прямой намёк, что одним из гонителей Адальберта был Святослав. Подтверждением исследователи считают то, что верховную власть на Руси он и получил только в 962 г. Репрессий не последовало, а Ольга, как гласит летопись, удалилась в частную жизнь и занялась воспитанием внуков. Святослав же к христианству остался по-прежнему безразличен. У исследователей нет и достаточных оснований утверждать или отрицать, что за утвердившимся в общественном сознании образом княгини Ольги могут скрываться две женщины, которые не были ни княгинями, ни предводительницами вообще, а играли роль марионеток, скрывавших истинные намерения активных участников тех событий. Если это так, то нет никаких аргументов в пользу того, что правящая на Руси династия была династией Рюриковичей, тем более что ни отечественные, ни зарубежные документы не упоминают имён Рюрика и его братьев. Исключение – «Повесть временных лет…». Но исследователи утверждают, что политическая борьба за киевский стол между различными партиями (варяжскими и праславянскими) со смертью Святослава не закончилась. Летопись рассказывает о длительной войне Ольговичей (не от слова «Ольга», а от слова «Олег», т.е. имеются в виду потомки Олега Святославича («Гориславича»), и Святославичей, в результате которой Киев действительно стал центром русских земель.



 
PR-CY.ru