ОЛЬГА - Страница 17

Тогда умерший вождь «воскрес» с мечом в руке и убил доверчивого епископа. Начался грабёж, но коварных пиратов ждало разочарование – в их руках оказался не Рим, о котором они мечтали, а городок Луна (Луни). Летописец Нестор знал, что Аскольд и Дир, убитые захватившим Киев Вещим Олегом, умерли язычниками (в его время ещё сохранялись их языческие могилы – курганы). Тем не менее, и здесь историки готовы были увидеть свидетельства раннего крещения Руси: при Несторе могила Аскольда находилась рядом с церковью Николы. Первый русский светский историк В.Н. Татищев (1668–1750 гг.) при составлении своей «Истории Российской» использовал не только древние летописные своды, но и позднейшую, не дошедшую до нас Иоакимовскую летопись, приписанную первому новгородскому епископу X в. Иоакиму (Акиму) Корсунянину. Её анонимный составитель опирался на «Повесть временных лет…», но приписывал поход Руси одному «Оскольду». Известие Нестора о том, что могила Аскольда располагалась у церкви Николы, позднейший летописец истолковал так, что Аскольд был крещён и получил при крещении имя популярного на Руси «Угодника». Но дело в том, что тот же Нестор говорит, что могила Дира располагалась у женского монастыря Ирины (если у женского, то может быть, она – именно Дира, т.е. Аскольд и Дира?), и это уж никак не подходит для реконструкции христианской биографии другого варяжского вождя. Несмотря на это, позднейшая историография подхватила реконструкцию неизвестного автора и историю «Аскольдова крещения Руси». Так всё-таки, чьи ладьи неожиданно появились под стенами Царьграда в июне 860 г. – викингов, варягов, норманнов или росов (видимо, так называли себя оказавшиеся под стенами Царьграда «гребцы» скандинавского происхождения, в славянской передаче их имя звучало как «русь»)? Тогда кто такие росы, и почему так старательно умалчивает о них официальная историография? Впервые в определённом историческом, а не агиографическом контексте византийское имя русских – «рос» упоминается в Септуагинте. Но в патетическом изложении Константинопольского патриарха Фотия «пресловутый» народ рос вызывает ещё одну ассоциацию, характерную для контекста военного набега. Словами пророка Иезикииля Господь угрожает забывшему о Нём народу: «Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Рос, Мосоха и Тувала». Несметные полчища наездников в полном вооружении, персов, эфиопов и ливийцев, «Гомера со всеми отрядами его, дом Тогарма, от пределов севера» по воле Господней накажут согрешивший Израиль. Эта конница, конечно, не похожа на русских гребцов, но похожими были имена. Еврейское неси-рош было воспринято переводчиками Септуагинты как «князь Рос». Имя Гомера, сына Иафета, отражает имя древних киммерийцев с причерноморского Боспора, чьи конные отряды действительно потрясли весь Ближний Восток в VII в. до н.э., за ними шли скифы – Ашкуз в библейской «Таблице народов», жители крайнего севера с точки зрения обитателей Передней Азии. Тогарма ассоциировалась с Арменией и Кавказом – за этими горами и обитали страшные Гог и Магог, слухи о нашествии которых перед грядущим Страшным судом не раз потрясали Европу.

 



 
PR-CY.ru