МАТФЕЙ - Страница 10

Исследователи неоднократно указывали на два типа композиции Евангелия от Матфея, каждый из которых имеет очевидные формальные основания в тексте. С одной стороны, бо́льшая часть изречений Иисуса сгруппирована в этом Евангелии в пять длинных речей, каждая из которых завершается устойчивой формулой «когда окончил Иисус…»: 1) Нагорную проповедь (Мф. 5:1–7:27; завершительная формула – Мф. 7:28–29); 2) к ученикам, посылаемым на проповедь (Мф. 10:5–42; завершительная формула – Мф. 11:1); 3) притчи (Мф. 13:3–52; завершительная формула – Мф. 13:53); 4) в ответ на вопрос «кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18:3–35; завершительная формула – Мф. 19:1); 5) на Елеонской горе (Мф. 24:4–25:46; завершительная формула – Мф. 26:1). Заключительная формула пятой речи – «когда Иисус окончил все слова сии» – подводит итог изложению учения Иисуса в Евангелии от Матфея, и вслед за этой формулой начинается история Страстей Христовых. Несмотря на то, что эта пятичастная схема достаточно очевидна, исследователям трудно интерпретировать её и связать пяти речей Иисуса с остальными разделами Евангелия от Матфея. Б.У. Бейкон, впервые описавший пятичастную схему, предположил, что речи разбивают Евангелие от Матфея на пять книг по аналогии с Торой. Родословие Иисуса Христа и события вокруг Его рождения, с одной стороны, и описание Страстей и Воскресения – с другой, выступают соответственно введением и заключением этого нового Пятикнижия. Данная точка зрения получила в научном сообществе ряд серьёзных возражений: 1) связь повествовательных блоков и последующих длинных речей Иисуса Христа неочевидна; 2) история Страстей и Воскресения составляет кульминацию всего повествования и не может считаться заключительным разделом Евангелия. По этой причине пятичастная модель композиции Евангелия от Матфея, как правило, не принимается за основу при его комментировании или описании его богословской концепции. Вместе с тем исследователи указывают на дополнительные аргументы в пользу концепции Б.У. Бейкона. Пятичастная модель характерна также для книги Псалмов. Как и в Евангелии от Матфея, пять разделов книги Псалмов маркируются повторением одной и той же формулы. При этом очевидных содержательных критериев, объединяющих псалмы в ту или иную «книгу», нет: исследователи считают весьма вероятным, что для традиции имело значение само наличие в Псалтири пяти разделов по аналогии с Торой. «Terminus ante quem» для такого разделения Псалтири – Рукописи Мёртвого моря, содержащие псалмы.

 



 
PR-CY.ru