МАТФЕЙ - Страница 7

В эти годы ещё были живы многие апостолы и ученики и сам Иаков, первый тамошний епископ, почитаемый в качестве брата Господня; город Иерусалим был местом пребывания их, а они были для него стеной необоримой»), подчёркивая, что он погиб непосредственно перед взятием Иерусалима. Исследователи, в свою очередь, отмечают, что в Евангелии от Матфея есть внутренние свидетельства не только близости автора к еврейской традиции, но и его знакомства с эллинистической культурой: в Мф. 5:25 говорится о долговой тюрьме, а в Мф. 5:36 упоминается греческий обычай клясться головой. Использованный в Мф. 19:28 термин «пакибытие» восходит к стоической философии, хотя сама логия в этом стихе имеет явные синтаксические семитизмы (и показательно, что в Пешитте данный термин очень свободно переведён как «новый век»). Косвенные свидетельства указывают на возможную связь автора Евангелия с Сирией. Показательна ремарка Матфея в Мф. 4:24: «И прошёл о Нём слух по всей Сирии». Эта ремарка не получает продолжения в повествовании, но была бы понятной, если допустить, что целевая аудитория автора находится в Сирии, и ему важно показать, что жители этой области проявили интерес к проповеди Иисуса с самого начала Его служения – наряду с упоминаемыми в том же контексте жителями палестинских областей, имевшими возможность постоянно находиться с Мессией и следовать за Ним (см.: Мф. 4:25). Первый памятник, в котором цитируется Евангелие от Матфея, – «Дидахе» сирийского происхождения. Согласно наиболее распространённому мнению, Евангелие от Матфея было написано в сирийском городе Антиохии, где находилась одна из крупнейших иудеохристианских общин, хорошо известная по книге «Деяния святых апостолов». На основании «Дидахе» предлагается и «terminus ante quem» для датировки Евангелия от Матфея. В качестве «terminus post quem» традиционно называется разрушение Иерусалима в 70 г., однако данная датировка основана только на принципе «vaticinium ex eventu». В пользу ранней датировки Евангелия от Матфея иногда приводят то обстоятельство, что в нём неоднократно упоминается и обсуждается храмовый культ. Однако в раввинистических школах II–V вв. богослужебные реалии Второго храма подробно рассматривались и комментировались, о чём свидетельствуют трактаты седера «Моэд» как в Иерусалимском, так и в Вавилонском Талмуде.

 



 
PR-CY.ru