МАТФЕЙ - Страница 47

В поздних рукописях его образ помещается в архитектурную рамку, например, в Евангелии с иллюстрациями мастера Феодосия, сына Дионисия (Российская национальная библиотека, 1507 г.), в Евангелии Исаака Бирева (Российская национальная библиотека, 1531 г.). Не только на миниатюрах, но и в памятниках иконописи исследователи встречают изображение Матфея с персонификацией Премудрости, как это представлено в «Рогожском Евангелии» (Российская государственная библиотека, первая треть XV в.), на фрагменте царских врат (XV в., Русский музей). В некоторых случаях в значении Премудрости, вдохновляющей евангелиста, выступает ангел (символ Матфея), что сближает иконографию Матфея с изводом апостола Иоанна Богослова «в молчании» (миниатюра московского художника из «Евангелия Луки Киприота», 1596–1600 гг.). На иконографию евангелистов, в том числе Матфея, повлияли изображения пророков. Мастера копируют рукописи XIV в., повторяя на новом этапе процессы, известные исследователям в византийском позднепалеологовском искусстве: в миниатюре из Евангелия 1551 г. из Соловецкого монастыря (Библиотека Академии Наук) Матфей стоит на золотом фоне, его фигуре придано винтообразное движение, свиток подвешен к верхнему краю, как к небесам, переливающийся серо-охристый колорит одеяний отражает отблеск небесной благодати. В Лицевом летописном своде традиционный образ пишущего Матфея дополнен богатой архитектурной декорацией и фигурой правителя, поскольку в тексте упоминается о написании Евангелия «в 3-е лето царства Гаиева» (Библиотека Академии Наук, 1570 гг.). В творчестве художников Западной Европы исследователям наиболее известен цикл полотен, посвящённый Матфею, работы Караваджо для римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франгези (1600–1602 гг.). В апостольском чине образ Матфея исследователи встречают в иконостасах Древней Руси эпохи позднего Средневековья, например, из Вознесенского монастыря (около 1679 г., Государственные музеи Московского Кремля). Композиция с мученической кончиной Матфея, как и его портрет в чине 12 или 70 апостолов, входит в извод апостольских проповедей – икона второй половины XVII в. (Велико-Устюжский музей-заповедник), икона «Распятие, с апостольскими страстями» из московского Успенского собора (1696 г., мастер Фёдор Никитич Рожнов, Государственные музеи Московского Кремля). В синодальный период одним из совершенных воплощений образа Матфея, предназначенного для церковного убранства, стала композиция кисти Владимира Лукича Боровиковского для царских врат Казанского собора в Санкт-Петербурге. Изображение Матфея с ангелом вписано в круг, ангельский отрок поддерживает книгу и указывает евангелисту-старцу на текст (1804–1810 гг., Русский музей; повторение – 1810 гг. в Третьяковской галерее). Как личный покровитель – на иконе с Николаем Чудотворцем и с преподобной Ксенией Миласской (XVII в., Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), с ангелом-хранителем и мученицей Александрой (1903 г., Троицкая церковь на Пятницком кладбище в Москве).



 
PR-CY.ru