МАТФЕЙ - Страница 6

Как и другие книги Нового Завета, Евангелие от Матфея не содержит прямых сообщений о времени и месте создания текста. Исследователи вынуждены полагаться на имплицитные свидетельства, встречающиеся в тексте, а также на теоретические предпосылки и общие соображения. Прежде всего, для исследователей очевидно пристальное внимание автора к еврейской традиции. В Мф. 2:15 он цитирует еврейский текст Ос. 11:1 (древнееврейское слово может быть интерпретировано как «сына моего» и «детей моих»: Матфей, как и впоследствии масоретская традиция, следует первому варианту, в то время как Септуагинта – второму). Текст Матфея содержит около 60 ветхозаветных аллюзий и цитат. «Особый материал» Матфея включает логии о том, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона» (Мф. 5:18), что следует молиться, чтобы бегство во время войны не случилось в субботу (Мф. 24:20), и о необходимости следовать предписаниям книжников и фарисеев (Мф. 23:2–3). К «особому материалу» первого Евангелия исследователи относят и две пространные полемические речи Иисуса, направленные против раввинистических галахических интерпретаций (Мф. 5:23–26). Матфей называет Иерусалим «святым городом» (Мф. 4:5). Уже в древнейшем церковном тексте, включающем исагогические сведения о Евангелиях, – свидетельстве Папия Иерапольского (в изложении Евсевия Кесарийского) – говорится о том, что Матфей написал своё Евангелие «для евреев». То, что первоначальной аудиторией Матфея были христиане из евреев, признают и большинство современных исследователей. Вопрос о том, где находилась еврейская община, для которой или с учётом которой писал Матфей, имеет менее очевидное решение. У раннехристианских авторов встречается указание на то, что Матфей писал для палестинских евреев. Это имплицитно (неявно) следует из сообщения Евсевия Кесарийского: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же и к другим народам, вручил им своё Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен себя своё Писание». Однако это сообщение противоречит книге «Деяния святых апостолов», согласно которой непосредственные свидетели жизни Иисуса (в частности, Иакова, брата Господня) входили в Иерусалимскую еврейскую общину как минимум до начала путешествия апостола Павла в Рим. При этом о роли Иакова, брата Господня, в Иерусалимской общине Евсевий Кесарийский говорит неоднократно («на целых сорок лет после преступления, учинённого над Христом, отложена была их [евреев] гибель.

 



 
PR-CY.ru