МАТФЕЙ - Страница 11

Таким образом, автор Евангелия от Матфея имел прецедент пятичастного композиционного деления. Судя по свидетельству Оригена, это деление оставалось актуальным для еврейской традиции в III в., т.е. в период активного формирования раввинистического письменного корпуса. В Евангелии от Матфея содержатся образы, отсылающие к истории Исхода и косвенно сближающие Иисуса Христа с Моисеем. Бегство в Египет и возвращение из него Матфей комментирует словами пророка Осии, относящимися к Исходу (Мф. 2:13–15; ср.: Ос. 11:1). Первая длинная речь Иисуса произносится на горе. Обстановка, переданная евангелистом: Иисус восходит на гору, оставляя народ внизу (ср.: Мф. 5:1; несмотря на то что к Иисусу приступили Его ученики, народ тоже внимал Ему, см.: Мф. 7:28), и изрекает новые заповеди – заповеди Блаженства (вместе с заключительной фразой Мф. 5:12 они состоят из десяти предложений и в этом смысле тоже сближаются с Декалогом) (см. Десять заповедей) – соотносится с описанием из книги «Исход». Наконец, в Нагорной проповеди Иисус непосредственно вступает в полемику с предписаниями закона Моисеева и раввинистической традицией, говоря и уча «как власть имеющий» (Мф. 7:29). С другой стороны, с точки зрения развития повествования Евангелие от Матфея чётко делится на три части: предысторию (события до выхода Иисуса Христа на проповедь), общественное служение Иисуса Христа и историю Его Страстей и Воскресения. Это деление также имеет свои маркеры: в Мф. 4:17 и 16:21 повторяется одна и та же фраза «С того времени Иисус начал проповедовать («возвещать…»). Обеим формулам предшествуют тексты, в которых поднимается вопрос о Божественном достоинстве Иисуса: история крещения на Иордане, во время которого голос с небес объявляет Иисуса Сыном Божьим, и история искушения Христа в пустыне, когда дьявол подвергает сомнению Богосыновство Иисуса, – перед первой формулой; диалог с учениками в Кесарии Филипповой, когда апостолы приводят мнения народа об Иисусе и апостол Пётр выражает от имени учеников веру в то, что Иисус есть Сын Божий, – перед второй. Исходя из данного деления, вводной частью Евангелия от Матфея является Мф. 1:1–4:16, а двумя основными частями – Мф. 4:17–16:20 (галилейский период проповеди Иисуса) и Мф. 16:21–28:20 (путь Иисуса в Иерусалим, Его Страсти, смерть и Воскресение). Помимо формулы «с того времени Иисус начал…» указанием на каждую из частей выступают слова Иисуса, приведённые евангелистом после этой формулы и служащие лейтмотивом всего раздела. Для первой части это слова «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

 



 
PR-CY.ru