МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Исследователи полагают, что такую позицию настоятелей Московского Симонова монастыря следует рассматривать как сознательный нейтралитет. Он отвечал интересам великих князей, желавших заручиться духовной и идеологической поддержкой церкви (в этом их могли поддержать иосифляне) и в то же время сконцентрировать в своих руках большой земельный фонд, в чём им была близка позиция нестяжателей, критиковавших монастырское землевладение. Московский Симонов монастырь сохранял связь с Иосифовым Волоколамским монастырём и в середине XVI в.; некоторые волоколамские насельники получали должности симоновских архимандритов (Чавва (Чёртый), Трифон (Ступишин) и Алексий (Ступишин)). Первые двое после настоятельства в Московском Симоновом монастыре стали архиереями. В середине XVI в. настоятели монастыря принимали участие в соборных заседаниях (о войне с Польшей, 1566 г.), в торжественных богослужениях (венчание великого князя Ивана IV Васильевича на царство, 1547 г.; поставление святого Гурия на Казанскую кафедру, 1555 г.; венчание на царство Фёдора Ивановича, 1584 г.). Настоятели Московского Симонова монастыря поддерживали центральную власть, проявлением чего было их участие в делегации к князю Андрею Ивановичу Старицкому с предложением подчиниться Москве, а также вступление «со всею вотчиною» в опричнину в 1569 г. («Полное собрание русских летописей», том 13). Архимандрит Иов сопровождал царя Ивана IV Васильевича в поездке в Новгород в начале 1570 гг. В свою очередь, царь жертвовал в монастырь имущество опальных; в частности, 11 октября 1569 г. «государевы бояре из опришнины… прислали… ковш серебрян Ивановской Хабарова». В начале 1580 гг. государь делал в монастырь денежные и вещевые вклады по царевичу Ивану Ивановичу, а также по опальным с предписанием их поминания. В XVI в., особенно во второй половине столетия, уменьшилось влияние Московского Симонова монастыря, а также несколько понизился его статус среди других обителей. Это проявилось в постепенном вытеснении на более удалённые места симоновских архимандритов в списках священнослужителей настоятелями других монастырей (в послании к князю Дмитрию Шемяке имя архимандрита Московского Симонова монастыря стоит первым после архиереев, а в летописной записи о поставлении Казанского архиепископа – шестым), в уменьшении количества совершённых архиерейских хиротоний насельников (при увеличении числа архиерейских кафедр и, следовательно, вакансий), в гневе Ивана IV Васильевича на симоновских монахов, зафиксированном в Послании в Кириллов Белозерский монастырь от 1573 г., доносе на симоновского архимандрита, составленном, скорее всего, в 1570 гг. и сохранявшемся в архиве Посольского приказа за 1626 г. В XVI в. архиереями стали архимандриты Вассиан (Санин; 1506 г., Ростовская кафедра), Варлаам (1511 г., митрополит Московский и всея Руси), Иоанн (?) (1520 г., Ростовская кафедра), Савва (1544 г., Крутицкая кафедра), Трифон (1549 г., Суздальская кафедра, позднее Полоцкая), Филофей (1562 г., Рязанская кафедра), Сильвестр (1599 г., Карельская кафедра).

 



 
PR-CY.ru