МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ находился в городе Москве (современная ул. Восточная, 4). Сведения об основании Московского Симонова монастыря содержатся в различных редакциях Жития преподобного Сергия Радонежского (XV в.). Монастырь был основан его племянником – игуменом Феодором (впоследствии Ростовским архиепископом) при поддержке Московского митрополита Алексия (Первая Пахомиевская редакция. 1998 г.). В так называемой Второй Пахомиевской редакции Жития специально подчёркивается роль великого князя Дмитрия Ивановича Донского в устроении монастыря. Дата устроения Московского Симонова монастыря в источнике не отмечена; на основании упоминания некоторых фактов историки относят её к третьей четверти, скорее всего, ко второй половине 1370 гг. Московский Симонов монастырь получил название по местности («зовомое от древних Симоново»). Происхождение топонима исследователям неизвестно. Иногда его связывают с именем владельца из семейства Головиных. Владимир Андреевич Кучкин полагает, что название местности происходит от имени Симеона Гордого, и что обитель возникла на великокняжеской территории. Распространённая в историографии версия о переносе монастыря около 1379 г. из Старого Симонова с новым посвящением соборного храма прослеживается в редакциях середины XV в., но не подтверждается двумя первичными редакциями Жития преподобного Сергия, сохранившими рассказ о монастыре (Первой и Второй Пахомиевскими, по определению Бориса Михайловича Клосса). Согласно Первой Пахомиевской редакции, первый монастырский храм был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, согласно Второй Пахомиевской редакции – Успения Пресвятой Богородицы. Но ни в одной редакции не говорится о переносе обители. Более предпочтительной исследователям представляется последняя версия, которая в отличие от первой частично подтверждена летописными записями. И во Второй Пахомиевской редакции, и в летописи есть указания на строительство каменного Успенского храма, а также сведения о пребывании игумена Феодора в Константинополе («Полное собрание русских летописей», том 15, том 18), при этом использование агиографом летописного материала для исследователей неочевидно. Исследователи полагают, что свидетельство Первой Пахомиевской редакции о том, что монастырский храм первоначально имел посвящение Рождеству Пресвятой Богородицы связано с тем, что с середины XV в. по актам прослеживается существование Богородичного Старого Симонова монастыря («Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 2), на месте которого с 1510 г. сохраняется церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (ул. Восточная, д. 6). Исследователи полагают, что храм, освящённый в честь того же праздника, существовал на том же месте и в конце XIV в. «Древний монастырь Рожества Пречистыя» отмечен в Житии преподобного Кирилла Белозерского, составленном во второй половине XV в. Но говорить об административной зависимости Успенского Симонова от Богородице-Рождественского в Старом Симонове монастыря исследователи говорят только применительно ко второй половине XV в.: до этого времени она не прослеживается. Напротив, согласно актовому материалу, Старый Симонов монастырь был не зависим от Успенской обители.

 



 
PR-CY.ru