МИХАИЛ, Копыстенский Михаил Фёдорович - Страница 9

А. Прохаска опубликовал три грамоты Вавжинеца Гослицкого 1598 г., посвящённые назначению Дубецкого: от 22 июня, 1 и 10 сентября. В грамотах изложено представление Вавжинеца Гослицкого о заключённой унии. Русская (греческая) церковь была принята в лоно католической церкви, под власть папы. Русской церкви будут разрешены только те обряды и обычаи, которые не противоречат католическим традициям. Вспомнив проклятие Михаила участниками униатского Брестского Собора (к которому Вавжинец Гослицкий не имел отношения), латинский епископ охарактеризовал православного архиерея как «нечестивца», «схваченного чёртом». Считая себя епископом «объединённой Перемышльской епархии», чья власть распространяется и на православных, Вавжинец Гослицкий приказал, чтобы Михаила не признавали епископом под страхом отлучения от церкви. Вавжинец Гослицкий запретил на территории Перемышльской епархии церковные праздники в соответствии с юлианским календарём (календарный вопрос на Брестском Соборе не рассматривался). В первые годы после заключения Брестской унии межконфессиональная борьба сосредоточилась в центре, её ареной стали сеймы. В декабре 1596 г. князь К.К. Острожский советовал Львовскому и Перемышльскому епископам защищаться на Вишенском сеймике, в частности, вписать в реестр посольских требований церковные обиды. В начале XVII в. православно-униатский вопрос вышел за рамки сеймовой борьбы. С одной стороны, активизировал деятельность новый униатский митрополит Ипатий Потей (1599–1613 гг.), с другой – ограниченные в своих правах православные стали искать поддержку за пределами государственно-правовых учреждений. В частности, стремились использовать возможности, открывшиеся с началом рокошового движения (Сандомирский рокош, или рокош Зебжидовского). На сейме в апреле 1606 г., после срыва сеймовой конституции против религиозных смут, которая кроме защиты протестантов предполагала отмену унии, сформировалась оппозиция, в том числе из православных. На рокошовый сейм в Люблин прибыли среди прочих православные монахи из Львовщины и Виленщины, а также посланцы Михаила. Сохранилось письмо Михаила на Люблинский съезд от 1 июня 1606 г. Он писал об опасности нарушения в государстве «равенства коронных прав». По его мнению, главными нарушителями из «нашей братии» были Ипатий Потей и Кирилл (Терлецкий), подчинившиеся Риму, где они самовольно решили судьбу в том числе Михаила. Перемышльский епископ выступил в защиту православного духовенства всей митрополии против действий Ипатия Потея. Митрополит Ипатий Потей вмешивался в жизнь всех западнорусских епархий, в том числе Перемышльской, «гвалтом и принуждением» приводя священников в унию. Митрополит опечатывал церкви, запрещал богослужения, результатом чего стали неслыханная разруха, вражда между христианами. Михаил просил защиты людей «греческой веры» от притеснений.

 



 
PR-CY.ru