МИХАИЛ, Копыстенский Михаил Фёдорович

МИХАИЛ, Копыстенский Михаил Фёдорович (1550 гг. – 1609 г.) – православный епископ Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии. Дата рождения Михаила исследователям неизвестна. Ко времени хиротонии на Перемышльскую кафедру в 1591 г. он, по характеристике Константинопольского патриарха Иеремии II Траноса в письме Киевскому митрополиту Михаилу (Рогозе, май 1591 г.), был молод, имел жену. Однако в сочинении Христофора Филалета (см. Броневский Мартин) «Апокрисис» (1597 г.) противопоставляются православные епископы Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский Михаил епископам-униатам: православные архиереи не только были равными униатам, но и «стояли» выше некоторых «възглядом уроженя» и «възглядом лет». Гипотетически Михаил мог родиться в 1550 гг. Перемышльские судебные акты 1580–1590 гг. свидетельствуют, что в миру епископ имел имя Михаил. (Адольф Иванович Добрянский-Сачуров  утверждал без указания на источник, что светское имя епископа было Матвей). Михаил происходил из древнего шляхетского рода владельцев имения Копыстно в Перемышльском повете (герб «Лелива»). В начале XV в. Копыстно было наследственным имением Захарии, Льва и Малева. Неизвестный автор генеалогии семьи утверждает, что «протопластом и родоначальником» Копыстенских был Иосиф Бидун, которому король Владислав Ягайло в 1408 г. предоставил Копыстно как своему слуге (позже Копыстенские в спорах с соседями-шляхтичами ссылались на эту грамоту). Будучи владельцем села, Иосиф Бидун принял фамилию Копыстенский, которая утвердилась в конце XV в. (первые представители рода в источниках XIV–XV вв. именовались «с Копысно»). В посвящении Павло Берынды издания «Бесед Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла» племяннику Михаила шляхтичу Ф. Копыстенскому (16 мая 1623 г.) утверждается «зацность и старожитность» рода, получившего «вольности и прерогативы» от князя Льва Галицкого и польских королей. В Копыстно хранились «митра и копия», т.е. символы архиерейства и священства. Михаил был племянником (сыном сестры) Перемышльского епископа Арсения (Брылинского; ум. в марте 1591 г.). Ко времени рождения Михаила его родители Фёдор (Федько) и Гася Копыстенские жили в Копыстно. Отец Михаила в результате распределения семейного имущества получил «три роли с несколькими хлопами». Другие представители рода жили в крупном центре православия – селе Созань под Старым Самбором. Михаил имел восемь братьев и несколько сестёр (в апреле 1581 г. в перемышльский гродский суд была подана жалоба на Фёдора Копыстенского и его шестерых сыновей – Михаила, Григория, Яхно, Васька, Демка, Федька Юзьковьятов-Копыстенских, а также на Мисько Брылинского и др. в связи с убийством ими их родственника Лазаря Копыстенского). Православная историография, прославляя род Копыстенских, характеризует его представителей как образованных и «любомудрых». П. Берында утверждает, что Михаил был поставлен епископом из-за своей приверженности «наукам»; Ф. Копыстенский, племянник Михаила, знал немецкий и венгрский языки; прославился своей учёностью и архимандрит Захария (Копыстенский).

 



 
PR-CY.ru