МОИСЕЙ - Страница 9

Изучение новгородских построек 1350 гг. показывает, что владыка, скорее всего, по мнению исследователей, использовал тех же мастеров, что и архиепископ Василий Калика. Об этом свидетельствуют особенности использованных строительных материалов (кирпич и раствор), а также конструктивные черты храмов. Архитектурные формы также обнаруживают очевидную преемственность: продолжает использоваться круглая форма западных столбов, на хорах находятся палатки-приделы, восточные угловые ячейки открыты высокими арками в боковые рукава креста и апсиду, во всех памятниках завершения проёмов стрельчатые. В то же время исследователи видят и неожиданные архитектурные элементы – в Волотовском и Сковородском храмах отсутствуют лопатки на фасадах, западные углы открыты высокими арками, на западном фасаде Сковородской церкви необычно круглое окно в уступчатой нише с валиковым обрамлением, в церкви Знамения – крещатые столбы. Памятники новгородской архитектуры 1350 гг. обладают, по мнению исследователей, отчётливой индивидуальностью при варьировании единой конструктивной и композиционной схемы (четырёхстолпный одноапсидный одноглавый храм с одним или несколькими притворами и трёхлопастным покрытием фасадов). Даже в том случае, когда по требованию заказчика одно здание в общих чертах повторяет другое (строительство храма во имя архангела Михаила на Сковородке по образцу Успенской церкви на Волотовом поле), зодчие вносят определённые нюансы не только в декор фасадов, но даже и в конструктивные схемы (своды угловых компартиментов), создавая яркий, новый, неповторимый вариант. Среди отчётливо выраженных черт архитектуры этой эпохи исследователи называют вертикальное построение форм, особенно подчёркнутое благодаря тонкой продуманности завершения Волотовской и Сковородской церквей: ритм лопастей продолжается в высоком и стройном барабане. Камерность, лаконизм решения как фасадных плоскостей, так и интерьера – важные особенности, по мнению исследователей, архитектуры этого времени. Новгородская архитектура и в середине XIV в., по мнению исследователей, была тесно связана с домонгольским наследием. Так, по мнению исследователей, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Перыни послужил прообразом Успенской церкви на Волотовом поле, крещатые столбы Знаменской церкви повторяют эти же детали кафедрального храма – Софийского собора. В декоре памятников новгородской архитектуры этого времени применяют «готические» формы, но роль их невелика, значение этих элементов резко увеличивается только в 1360 гг. Изучая специфику деятельности Моисея как заказчика каменных храмов, исследователи отмечают, что в отличие от Василия Калики, в основном, строившего в новгородском Детинце, Моисей закладывает церкви в пригородных монастырях (Деревяницком, Волотовском, Сковородском, Радоковицком), возводит и храмы на Торговой стороне, церковь в честь святого Прокопия на Ярославовом дворище (1359 г.) и Благовещенский храм на Михайловой ул. (1363 г.). Особое внимание Моисея к монастырскому строительству, по мнению исследователей, связано с его любовью к уединённой монашеской жизни, со стремлением основывать новые обители вокруг Новгорода. Определённый аскетизм в архитектуре двух монастырских построек владыки (на Волотове и на Сковородке) может быть связан, по мнению исследователей, с конкретными пожеланиями заказчика, много лет подвизавшегося в различных монастырях.

 



 
PR-CY.ru