МОИСЕЙ - Страница 20

Моисей включён в сонм русских святых на иконах выговских мастеров: конец XVIII – начало XIX вв. (Музей истории искусств Республики Карелия, Исторический музей), 1814 г., письма П. Тимофеева, из бывшего собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей), первой четверти XIX в. из собрания Григория Виторовича Лепсверидзе (Лепса) и др. Он написан прямолично среди Новгородских святителей на одной из икон триптиха с фигурами русских святых конца XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (Государственный музей истории искусств Республики Татарстан). Кроме того, изображения Моисея вводились в композицию «Собор Тверских святых», например, на иконе 1902 г., созданной по заказу члена Тверской учёной архивной комиссии Иоасафа Яковлевича Кункина (находилась в Троицкой церкви Кашина), где, по описаниям, Моисей был «седым, в митре, в крещатых ризах, в белом омофоре, на коем сделаны четырёхконечные кресты; правой рукой благословляет, а в левой как строитель монастырей на белом убрусе держит однокупольный храм». В монументальной живописи академического направления образ Моисея исследователи встречают в композиции с подвижниками XIV в. в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия, конец 1860 – 1870 гг., поновление – в 1970 гг., около 2010 г.), а также в росписи 1870 гг. придела князя Александра Невского храма Христа Спасителя (художник Яков Степанович Башилов). В XX в. образ Моисея разрабатывала монахиня Иулиания (Соколова) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие»: на иконах 1934 г., 1950 гг.(две – в Троице-Сергиевой лавре), а также в иконографии «Собор русских святителей» 1950 гг. (Митрополичьи покои Троице-Сергиевой лавры). Рисунок-прорись с образом Моисея для Миней Московсского патриархата протоиерей Вячеслав Савиных и Наталья Дмитриевна Шелягина подготовили на основе волотовской фрески. На современных иконах Моисея пишут храмоздателем с моделью церкви в руке или одним из предстоящих в композиции «Собор Новгородских святых».



 
PR-CY.ru