МОИСЕЙ - Страница 5

По гипотезе Льва Александровича Дмитриева и В.Л. Янина, около середины XIV в. оформляется «Сказание об иконе “Знамение”», имевшее скрытую антимосковскую направленность. По житийному сообщению, Моисей собрал много писцов для переписки книг и «скончася, много писание оставив». Собственных текстов Моисея не сохранилось, однако сообщение агиографа подтверждается тем фактом, что Моисей неоднократно выступал как заказчик рукописных книг. Писцом Иродионом по заказу инока Моисея (игумена к окончанию переписки) было переписано (в 1322–1323 гг., работа была завершена в день памяти святого Моисея Мурина, т.е. 28 августа) пергаменное Евангелие (Исторический музей), предназначенное «святеи госпожи Богородици», т.е. для Успенского монастыря на Коломцах. Другое пергаменное Евангелие (Российская национальная библиотека) было переписано по заказу Моисея для новгородского Софийского собора. Ещё одна пергаменная рукопись Евангелия, переписанная писцом Андреяном, была вложена Моисеем в Юрьев монастырь (Российский государственный архив древних актов), о чём от его имени была сделана вкладная запись. В 1355/1356 г. по повелению Моисея пергаменный Пролог краткой редакции (Российский государственный архив древних актов) переписали «владычни робята» Леонид и Иосиф. В 1358 г. на вече новгородцы «целоваша крест (т.е. принесли коллективную присягу) бочек не бити» («Полное собрание русских летописей», том 4, часть 1), что может означать борьбу с ритуальными пережитками дохристианской эпохи, имевшую вполне, как полагают исследователи, причиной проповедническую деятельность Моисея. Пахомий Логофет в краткой редакции Жития Моисея сообщает, что этот Новгородский владыка во время своего вторичного пребывания на кафедре «повеление же и благословение прием от Филофея, патриарха Царяграда, и Алексея, митрополита всеа России, пасыи словесное стадо Христово, подвизався подвигом добрым противу стригольников и благочестие утвердив». Имеется в виду отделившееся от церкви под предлогом неприятия симонии движение стригольников. В «Слове похвальном Моисею», скорее всего, как полагают исследователи, того же автора, написано: «Радуйся, обличил злокозненных ересь стриголников». В Никоновской летописи 1520 гг. в ст. 6863 г. (1354/1355 г.) сообщается: «Того же лета прииде посол владыки Новогородцкаго изо Царяграда от пресвещеннаго Филофея патриарха и от сына его греческаго царя Ивана Катокузина, и принесе грамоты с златыми печатми о проторех на поставлениах, и о церковных пошлинах святительских, и иныа различныа указаниа; принесе же и ризы крестьчаты владыце Моисею Новогородцкому и благословение всему Новугороду» («Полное собрание русских летописей», том 10). В этом тексте несомненно имеет место контаминация сообщения Жития Моисея о его борьбе со стригольниками и сообщения новгородского летописания о получении Моисеем грамот от патриарха Филофея. Наиболее вероятным исследователи считают, что стригольничество возникло в 1352–1359 гг. (для утверждения о более раннем появлении движения нет ни прямых, ни косвенных аргументов). Как полагают исследователи, именно тогда основатель стригольничества Карп, казнённый новгородцами в 1375/1376 г., был лишён своего диаконского сана и вместе со своими последователями отлучён от церкви. Моисей вторично оставил кафедру 28 августа 1359 г. «по своеи воли, немощи деля своея, на память святого отца Моисиа» («Новгородская первая летопись») – святого Моисея Мурина, который, как полагают исследователи, был святым покровителем Моисея.

 



 
PR-CY.ru