МОИСЕЙ

МОИСЕЙ (ум. в 1363 г.) – архиепископ Новгородский (1326–1330, 1352–1359 гг.), святитель (память 25 января, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых). Основными источниками для изучения биографии Моисея исследователи называют Житие святителя, новгородское владычное летописание его времени и сохранившиеся тексты актовых документов. Текст Жития Моисея принадлежит Пахомию Логофету. В рукописной традиции его именем надписываются две редакции Жития Моисея – Пространная и Сокращённая. Василий Осипович Ключевский считал Сокращённую редакцию не принадлежащей Пахомию Логофету, а Василий Михайлович Яблонский приписывал ему обе редакции. Развёрнутое сопоставление редакций никто из исследователей не проводил. Исследователи отмечают, что обе редакции Жития Моисея (озаглавленные как «Преставление (или «Житие») иже во святых отца нашего Моисея архиепископа, новгородскаго чюдотворца, творение Пахомия Сербина») имеют вступление, центральную часть и заключаются описанием посмертных чудес. Сокращению подверглась лишь центральная часть; вступление и чудеса, в основном, идентичны в обеих редакциях. Одно из чудес (о повреждении в уме Новгородского архиепископа Сергия, который пренебрежительно отнёсся к памяти Моисея) даёт исследователям основание для датировки Жития Моисея, т.к. описывает события 1483–1484 гг., после того как Сергий был избран в Москве на Новгородскую кафедру; следовательно, Житие Моисея не могло быть создано раньше этого времени, если принять, что чудеса были бесспорно написаны одновременно с его предыдущими частями. Пространная редакция Жития Пахомия Логофета издана В.М. Яблонским по списку Исторического музея. Сокращённую по не известной исследователям рукописи издал Николай Иванович Костомаров. Одно краткое Житие Моисея, не имеющее ни вступления, ни посмертных чудес, написанное в простом, лаконичном стиле, без украшений, включено в «Роспись, или Краткий летописец Новгородских владык XVII в.» («Полное собрание русских летописей», том 30). Данное краткое Житие Моисея исследовано ещё меньше, чем Житие Моисея Пахомия Логофета; его авторство, датировка, обстоятельства включения в «Роспись…», текстологические взаимоотношения с другими редакциями не изучены; отмечено лишь, что оно послужило источником для обеих редакций текста Пахомия Логофета. Исследователям известны ещё две редакции Жития Моисея, представленные каждая одним списком (Российская национальная библиотека. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии), которые остаются неизученными и неизданными. Согласно Житию Моисея, будущий архиепископ родился в благочестивой новгородской семье, его отец Филипп был «нарочит родом». Мирским именем Моисея было Митрофан. В юности он так возлюбил Бога, что тайно покинул Новгород и принял постриг в тверском Отроче в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. Через некоторое время родители упросили его вернуться в Новгородскую землю; будущий святитель стал иноком, а вскоре иеромонахом новгородского Колмова (на Коломцах) монастыря, где вёл аскетический образ жизни.

 



 
PR-CY.ru