МОИСЕЙ - Страница 17

Моисей обращён к центру в молении, облачён в фелонь, омофор, клобук, борода короткая. Резная фигура Моисея помещена на лицевой стороне фигурной дробницы в нижней части серебряного золочёного напрестольного креста, изготовленного для новгородского Деревяницкого монастыря (около 1660 г.; Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Моисей – в святительских одеждах (без крестов, видны омофор и палица), на голове – клобук (с крестом на лобной части), на левой руке держит Евангелие. Величественный образ Моисея представлен на храмовой по размерам иконе конца XVII – начала XVIII вв. из Шимского района Новгородской области (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Тип изображения восходит к ростовым иконам святителей Петра и Алексия, Московских митрополитов, письма Дионисия из Успенского собора Московского Кремля (1480 гг., Государственные музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея). Моисей – в полном облачении, благословляет отведённой в сторону правой рукой, на вытянутой левой держит Евангелие. Борода, в отличие от древнего так называемого портрета, широкая, округлой формы, русая с проседью, одежды – зелёная риза с круглыми медальонами (золотые кресты на коричневом фоне), белый клобук, золотистый омофор, узорчатый красноватый подризник, епитрахиль, палица и поручи. К немногочисленным единоличным образам Моисея исследователи относят также небольшую «раздаточную» икону последней трети XIX в., вероятно, написанную в Холуе (собрание Феликса Романовича Комарова). Тип облачения святого изменился: жёлтая фелонь с красными крестами и белый омофор, на голове митра. У Моисея довольно длинная, более узкая на конце и раздвоенная седая борода, правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. Исследователи отмечают, что с почитанием Моисея у места его погребения в основанной им обители связан другой извод единоличной иконографии святого, представляющий его на фоне Сковородского монастыря. Как правило, это иконы небольшого формата, созданные в XIX в. (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, частные собрания). На них святитель облачён в белый клобук или митру, держит в руке Евангелие, другой рукой указывает на обитель или опирается на посох. У него недлинная седая, иногда раздвоенная, борода. Монастырь опознаётся по пятиглавому собору архангела Михаила, где боковые главы много ниже центральной. На писанной «по усердию» иконе 1819 г. (Государственный Эрмитаж) Моисей представлен в правой части композиции, перед Казанской иконой Божьей Матери, монастырь показан без ограды. Существовал вариант изображения, на котором святые покровители обители Моисея и архангел Михаил предстояли в молении на облаках, над большой панорамой монастыря в нижней части композиции (согласно надписи на обороте, «подношение бабушке У.С. Флеровской от внучки» после посещения монастыря в 1870 г.; Государственный Эрмитаж). Один из ранних примеров включения фигуры Моисея в состав композиции с избранными святыми – на иконе «Избранные святые с образом Святой Троицы» первой четверти XVII в. из деревни Курицко Новгородского района и области (частное собрание).

 



 
PR-CY.ru