МОИСЕЙ - Страница 13

Исследователям любопытно, что в самой технологии ткачества риз Моисея был использован художественный приём: синий греческий крест на голубом фоне окружён светлым контуром, некогда ярко-жёлтого цвета (его отмечал и архимандрит Макарий (Миролюбов) в публикации 1860 г.), что создаёт эффект свечения или просвечивания. Архимандрит Макарий (Миролюбов) трактовал греческую монограмму как имя Константинопольского патриарха Филофея, который прислал Моисею крещатые ризы. Он же упоминает келейную мантию Моисея: «Короткая, кофейного цвета с атласными двуцветными источниками, на крашенинной подкладке. По устройству своему имеет сходство... с теми фелоньками, кои употребляются при посвящении в стихарь клириков». По мнению исследователей, вместе с полиставрионом Моисею был прислан стихарь; на их родство указывают украшения одного типа с ризами. О стихаре исследователям известно из соборных описей: «Стихарь небольшой лазоревой тканой кругами и крестами жёлтым шёлком, вокруг крестов подпись: Иис. Хр. Ника, оплечье парчи красной с золотыми травами, зарукавье атласу белаго с травочками, наподольник атласу зеленаго с травочками, подложен крашениною синею» (Описи имущества Софийского собора 1833 г.). По мнению исследователей, приписывание стихаря Моисею характерно для поздней традиции, части этого облачения сохранились в составе епитрахили XVII в. Вериги Моисея хранились вместе с веригами Новгородских святителей Никиты и Евфимия в Софийском соборе, описаны как «плоские». В издании «Древности Российского государства» упоминаются как «железные». Архимандрит Макарий (Миролюбов) отмечает, что вериги Моисея хранились в ризнице Софийского собора, другие – в Сковородском монастыре. Исследователи отмечают, что панагия Моисея (ныне в собрании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника) представляет собой сборное произведение, её верхняя створка была создана в 1324–1325 гг. В музей она поступила из новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, где была привесом к чтимой иконе и известна исследователям по описям XVIII в. Наиболее известен исследователям потир Моисея, созданный в 1329 г. вместе с другими литургическими сосудами, в надписи на потире упомянуты «суды си», вложенные Моисеем, по предположению исследователей, после похода Ивана IV Васильевича Грозного на Новгород в 1569/1570 г. попавший в Благовещенский собор Московского Кремля. Он представляет собой образец сочетания древних византийских технологий (обработанная каменная чаша) и изображений, с европейскими приёмами декоративного оформления, близкими к готическому стилю (автор описания – И.А. Стерлигова). Деревянный храм во имя Моисея и преподобного Иоанна Ветхопещерника с 1900 г. находился на подворье Михаило-Сковородского монастыря в Санкт-Петербурге. Здание церкви, которая до 1933 г. была приходской (принадлежала иосифлянам), было разобрано в годы Великой Отечественной войны. К началу Великой Отечественной войны мощи Новгородских святых были собраны в Новгородском музее, в том числе. в Софийском соборе, который стал его частью.

 



 
PR-CY.ru