МОИСЕЙ - Страница 19

В конце XVII – XIX вв. образ Моисея (обычно в белом клобуке, с округлой бородой, место в ряду святителей варьируется) неизменно включали в композицию «Собор Новгородских чудотворцев», в частности, на иконе конца XVII в., дополненной ликами святых и новгородскими чудотворными образами (Сергиево-Посадский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж; ладонь Моисея раскрыта перед грудью); на двух небольших образах «Новгородские чудотворцы» 1726 и 1728 гг. письма священник Георгия Алексеева (Исторический музей, Третьяковская галерея); на образе начала XVIII в. из бывшего собрания Андрея Михайловича Постникова и на прориси с него (святые предстоят образу Софии Премудрости Божией); на иконе «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» первой половины XIX в. (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник; Моисей держит Евангелие обеими руками); на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. (в оправе мастера Калины Рябкова), поднесённом Филарету (Дроздову) в 1867 г. от новгородской паствы (Сергиево-Посадский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); на небольшой иконе 1855 г. (Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Моисей в чёрном клобуке, с длинной раздвоенной бородой). На поздних памятниках, в том числе литографированных, Моисей часто представлен с храмом в руках, который исследователи готовы понимать и как образ определённого строения, например, Сковородского монастыря, или как общее обозначение активной строительной деятельности владыки. Так он показан на большой пяднице конца XIX – начала XX в. (церковь апостола Филиппа в Великом Новгороде; надпись с именем утрачена) и на идентичной ей хромолитографии Ефима Ивановича Фесенко в Одессе (1902 г., один из экземпляров начала XX в. – в собрании Феликса Романовича Комарова), на иконе 1960 гг. из местного ряда нижнего иконостаса церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. В этих произведениях Моисей изображён в митре, вероятно, под влиянием помещённых в книгах эстампов. Похожее гравированное изображение Моисея есть на дарохранительнице (1751 г., Новгородский государственный объединённый музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru