МОИСЕЙ - Страница 12

Святителю есть акафист, составленный во второй половине XIX в. Служба Моисею и Житие Моисея впервые были напечатаны в Санкт-Петербурге в 1828 г. К концу XIX в. в Новгороде сохранялись реликвии, связанные с Моисеем. В Сковородской обители хранился деревянный крест, положенный в гроб святителя при его погребении. В новгородском Софийском соборе хранились облачения Моисея. В описи Софийского собора 1775 г. появляется статья «Одеяния святых чудотворцев Новгородских», где упоминаются отдельные предметы облачения, принадлежавшие новгородским святителям, погребённым в соборе Святой Софии, или снятые с их мощей при обретении или переоблачении (но, как и прежде, они хранились среди соборных риз в алтаре придела во имя святых Гурия, Самона и Авива). Впервые предметы облачения Моисея собраны в отдельную рубрику в описи 1833 г. под четырьмя номерами. Первым упоминается омофор «ветх гораздно Моисея архиепископа Новгородского чудотворца», материал которого назван «точиво тонкое» (лён), шитьё – «белым и чёрным шёлком в чешую». На нём «четыре креста шиты чёрным шёлком, шесть каем... Пугвиц медных три, пятнадцать кистей шёлковых». В Описях собора 1746–1833 гг. на омофоре приводятся «слова» и «подпись», указывающие на принадлежность Моисею, и шитые «зелёным шёлком промеж красного шёлку». По описи Софийского собора 1690 г., на омофоре уже были шитые «слова», было ещё 18 кистей и десять пуговиц. Ныне омофор хранится и экспонируется во Владычной палате Новгородского кремля (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Исследователи отмечают, что существовал ещё один омофор Моисея, который «по ветхости» в 1683 г. был передан Новгородским митрополитом Корнилием архиепископу Афанасию Холмогорскому; его источники и кисти были использованы для нового омофора (ныне Архангельский областной краеведческий музей). «Многокрещатые» ризы» (фелонь, украшенная крестообразными орнаментами), пожалованные Моисею Константинопольским патриархом Филофеем, были переделаны при Новгородском митрополите Киприане в 1627 г. в саккос. В описях новгородского собора Святой Софии упоминаются также «саккос камка кресчата на лазоревой земли, шёлк рудо-жёлтой, около креста в кругах Иисус Христос Ника, а меж кругов, в малых кругах ткано имя Фотий» (Описи Софийского собора, 1736 г.). Это описание повторяется в позднейших описях (в 1771 г., в 1789 г.; с пометкой над строкой: «Присланные к М[оисею] арх[иепископу] от Фотия патриарха Константин[опольского]»); «риза, присланная к Моисею архиепископу от Филофея патриарха Константинопольского, камки крещатой…, а меж кругов писана литера «Ф»: оплечье бархата малиноваго, по оплечью и по подолу ленты шёлковые белые, подложена крашениною пёстрою и синею». Полиставрион Моисея хранится в собрании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, экспонируется в новгородской Владычной палате. Малые круги, содержащие, по мнению составителей описей XVIII–XIX вв., имя Константинопольского патриарха, включают монограмму из греческих букв «ИΩT» (точнее нанизанные на мачту «T» в центре – «И», в основании «Ω»), которая может означать, по мнению исследователей, как греческое имя Фотиос, так и греческое слово «свет», являющееся одним из эпитетов или устойчивых образов Спасителя в Священном Писании и гимнографии.

 



 
PR-CY.ru