МОИСЕЙ - Страница 16

Сначала его изображение исследователи встречают в композиции, рассказывающей об избрании Моисея на кафедру в 1325 г. в двух эпизодах: святой сидит в Юрьевом монастыре перед посланниками Новгородского веча и в архиепископских палатах в ожидании митрополичьего благословения. Моисей облачён в коричневые монашеские ризы и чёрный клобук, персональные особенности внешности отсутствуют, борода – недлинная, волнистая, седая. В сцене поставления в архиепископа, состоявшегося в Москве, Моисей – в праздничном богослужебном облачении (белая фелонь, омофор розового оттенка, синий подризник, епитрахиль, голова не покрыта); он почти средовек, с курчавыми короткими, чуть коричневыми волосами и такой же бородой средней длины. Всадником, въезжающим в город, он показан на миниатюре, иллюстрирующей его возвращение в Новгород после хиротонии, средовеком – на иллюстрациях, посвящённых приезду в Новгород в 1329 г. митрополита Феогноста. На миниатюрах Моисей, как правило, одет в чёрный клобук и архиерейскую (иногда монашескую) мантию, в том числе в эпизоде переговоров, которые вели новгородцы с князьями Москвы, Твери, Суздаля, с князем Александром Михайловичем Тверским в Пскове; в композициях, повествующих об оставлении кафедры, о постриге в схиму и об уходе в монастырь на Коломцах, о закладке Деревяницкого монастыря и о благословении мастеров. В иллюстрациях событий второго периода управления кафедрой Моисея изображали, главным образом, в белом клобуке, например, в эпизоде с избранием Моисея новгородцами и его выездом к митрополиту Феогносту в Москву. Проиллюстрированы благословение новгородского посольства в Константинополь в 1353 г. и принесение оттуда «крещатых» риз Моисею: владыка придерживает сложенную, усеянную крестами фелонь, посланники читают грамоту из Константинополя. На следующей миниатюре Моисей ставит церковь архангела Михаила на Сковородке. В сцене вторичного ухода с кафедры в монастырь Моисей облачён в рясу и чёрный монашеский клобук, он оставляет на престоле омофор и жезл. Самостоятельным сюжетом исследователи называют преставление Моисея в Сковородском монастыре: на первом плане он изображён лежащим на одре в полном архиерейском облачении, с Евангелием в руках, на голове – небольшая округлая митра, а не клобук. Действие происходит на фоне пятиглавой церкви, возле одра – новгородские бояре и клирики. На дальнем плане вверху показано погребение: открытый гроб с телом Моисея и предстоящие с владыкой во главе. Согласно иконописным подлинникам XVII–XIX вв., Моисея следовало изображать в соответствии с его возрастом и саном под датой преставления (25 января): «…Рус, [брада] Богословля (Иоанна Богослова), а инде седа, риза святительска, в клобуке белом» (1830 гг. – Институт русского языка и литературы (Пушкинский Дом)). В сводном подлиннике Георгия Дмитриевича Филимонова XVIII в. подробнее описаны облачение и атрибуты: «…На главе клобук белый, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие…». Иногда в ранних рукописях есть указание на характер седины – с проседью, а не убелённый сединами – «не добре седа» (последняя четверть XVII в. – Институт русского языка и литературы (Пушкинский Дом)). Среди наиболее ранних образов Моисея – пластина (дробница) килевидной формы первой половины XVII в. новгородской работы с резным изображением святителя в рост, в паре с Василием Великим (вклад ключаря московского Успенского собора Иакова Иоаннова в новгородский Духов монастырь «по своих родителех» – Новгородский государственный объединённый музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru