МАРКИОН - Страница 20

Исследователи отмечают, что поскольку Маркион отвергал связь между Ветхим и Новым Заветами, он не рассматривал явление Иисуса Христа в мир как исполнение обетований и пророчеств Ветхого Завета. Признавая наличие в Ветхом Завете мессианских пророчеств, Маркион считал, что они относятся не к Иисусу Христу, а к иудейскому Мессии, который должен явиться для восстановления земного господства иудейского народа. Поскольку этот Мессия будет служить Богу Ветхого Завета и строить земное царство, он будет противником Христа и христиан. В составленной Маркионом редакции Евангелия от Луки отсутствовали начальные главы, в которых повествуется о предыстории Воплощения, а также о Рождестве и Крещении Иисуса Христа; по замечанию Тертуллиана, Маркион учил о «неожиданном» явлении в мир Сына Божия: «Неожиданно («subito») Сын, неожиданно послан и неожиданно Христос». Сохранившиеся свидетельства не позволяют исследователям точно установить, каким образом Маркион интерпретировал отношение Христа к Богу Нового Завета, в то же время на основании некоторых высказываний Маркиона исследователи предполагают, что он был ближе к модалистическому, чем к утвердившемуся впоследствии в христианстве тринитарному представлению о различии Лиц в едином Боге (см. в ст. Модализм). Однако в отличие от позднейших модалистов Маркион считал, что Христос есть уникальная и единственная форма явления трансцендентного Бога в земном мире. Если Бог Ветхого Завета открыл Себя через творение, то Бог Нового Завета «открыл Себя через Себя Самого в Иисусе Христе («per semetipsum revelatus est in Christo Iesu»)». Подобно многим сторонникам христологического докетизма, Маркион не учил о реальном воплощении или вочеловечении Бога Нового Завета, поскольку восприятие реальной плоти потребовало бы от Бога Нового Завета облечься в «злую» материю и тем самым сделало бы Его подвластным Богу Ветхого Завета и пребывающим в грехе. Особенно презрительно Маркион отзывался о плотском рождении, подчёркивая, что истинный Бог и Спаситель не мог явиться из утробы, которая есть «сток для нечистот» («cloaca»), поэтому Он не должен называться рождённым. Согласно Маркиону, Христос явился в мире в момент начала Его проповеди. В соответствии с наиболее вероятной реконструкцией маркионовой редакции Евангелия от Луки оно начиналось следующим образом: «В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря <...> (здесь могло быть упоминание о Понтии Пилате и какой-то другой связующий исторический материал, однако свидетельства источников неоднозначны) [Иисус] пришёл (или: явился) в Капернаум, город Галилейский...» Таким образом, Маркион совместил Лк. 3:1 и Лк. 4:31 с целью представить Иисуса внезапно явившимся на земле в возрасте около 30 лет. По словам Тертуллиана, последователи Маркиона утверждали, что Христос «излился с неба» («manare de caelo»), и именовали Его «спасительным духом» (Он не был истинным человеком, но был Богом «в виде», или «в образе», человека).

 



 
PR-CY.ru