МАРКИОН - Страница 18

Маркион не считал Ветхий Завет неким религиозным мифом или вымыслом иудеев; он признавал истинность всех ветхозаветных повествований и рассматривал их как точное и достоверное свидетельство о Боге Ветхого Завета, Который действительно проявлял Себя в истории созданного Им мира. Основываясь на текстах Ветхого и Нового Заветов, Маркион выделял наиболее характерные черты Бога Ветхого Завета, выражающие Его отношение к миру и человеку. Прежде всего, Бог Ветхого Завета есть Демиург, Создатель мира и человека. Маркион отвергал, что зло вошло в мир лишь как результат свободного отпадения творения от Бога, и полагал, что творение изначально было обречено на то, чтобы стать злым. Одни ересеологи утверждали, что Маркион думал, будто причиной, из-за которой творение Бога Ветхого Завета получается злым, является хаотичная и неупорядоченная материя, из которой Он создаёт мир (согласно другим ересеологам, это мнение появилось лишь у учеников Маркиона). Двойственность свидетельств исследователи готовы объяснить тем, что Маркион, вероятно, считал материю злом, однако не выделял её в качестве самостоятельного начала, не видя ничего предосудительного в объявлении подлинным началом и источником зла Бога Ветхого Завета. Те из его учеников, кто желали сохранить представление о благости Демиурга, акцентировали внимание на философском учении о «злой» материи, тем самым сближаясь с некоторыми платониками и гностиками. Согласно Тертуллиану, Маркион прямо обвинял Бога в том, что Он создал природу, способную к злу и греху, тем самым сделав неизбежным грехопадение человека и ставшее результатом этого наказание. Рассматривая историческое отношение Бога Ветхого Завета к людям на основе повествований Ветхого Завета, Маркион объявлял, что Бог Ветхого Завета есть «производитель всяческих зол» («malorum factor») и зачинщик войн; Он постоянно меняет Свои решения и противоречит Сам Себе; Он выступает как немилосердный судья и жестокий мститель. Многие церковные писатели приводили и критиковали утверждения Маркиона о том, что Бог Ветхого Завета является только справедливым, а Бог Нового Завета – только благим. Однако в контексте рассуждений о Боге Ветхого Завета Маркион понимал справедливость не как нечто положительное, но в формальном смысле, т.е. как власть судить и осуждать людей по некоему установленному закону. Поскольку сам этот закон, по мысли Маркиона, имеет запутанный, произвольный и непостоянный характер, люди не могут во всём ему следовать, и потому все обречены на погибель. Для обоснования этого представления Маркион использовал негативные высказывания апостола Павла о Моисеевом законе (см., например: Рим. 3:20; 4:15; 5:20), объясняя их предельно широко, как относящиеся вообще ко всем повелениям и заповедям Бога Ветхого Завета, и игнорируя ясно признаваемое апостолом Павлом положительное воспитательное значение Ветхого Завета (см., например: Гал. 3:24–25). Сосредоточивая внимание на объективной природе зла, Маркион устранял личный грех и личную вину из сферы отношений между Богом Ветхого Завета и человеком.

 



 
PR-CY.ru