МАРКИОН - Страница 16

Руководствуясь представлением об онтологическом зле, Маркион, недостаточно глубоко изучивший Ветхий Завет и не желавший видеть в нём откровение об истинном Боге, стал толковать Послания апостола Павла в чуждой им понятийной и смысловой системе языческого мировоззрения. Лишь при интерпретации в контексте внебиблейского мировоззрения в Посланиях могли быть обнаружены и учение о двух богах, и представление о Боге Ветхого Завета как об источнике несчастий и зла, и осуждение закона, и отвержение всего содержания Ветхого Завета. Следствием такого прочтения Посланий апостола Павла стала уверенность Маркиона в том, что с момента зарождения христианства наряду с истинным христианским учением, проповедником которого был апостол Павел, существовало проповедуемое лжеапостолами и лжеучителями искажённое учение. Истинное христианство, согласно Маркиону, требовало бескомпромиссного отвержения всего «злого» содержания иудейской религии, однако уже в апостольские времена многие именовавшие себя христианскими общины в действительности продолжали исповедовать иудейскую религию, признавали непреходящее значение Моисеева закона, считали Ветхий Завет авторитетным Священным Писанием, а содержащиеся в нём нравственные и ритуальные нормы – обязательными для христиан. Доказательство своей правоты Маркион находил в начальных главах Послания к Галатам апостола Павла, где апостол Павел соотносит свою деятельность с деятельностью других апостолов, сообщает о разногласиях по вопросу о соблюдении закона, подтверждает собственное достоинство апостола, избранного не людьми, но Самим Иисусом Христом, и резко противопоставляет закон благодати (см.: Гал. 1:1–2:21). Маркион стал рассматривать собственную деятельность как продолжение служения апостола Павла, как разрушение «злого» закона и проповедь спасительной благодати. Таким образом, логическое и хронологическое развёртывание учения Маркиона проходило по следующей схеме: 1) признание спасительного значения христианства и принятие дуалистического представления об онтологическом природном зле, противостоящем добру; 2) интерпретация богословия апостола Павла как учения о несовместимости принципа добра (вера и благодать) и принципа зла (закон и наказание); 3) перенесение этического дуализма в историческую, онтологическую и религиозную сферы; объявление Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа началом добра, а Бога, о Котором повествует Ветхий Завет, – началом зла; 4) применение дуалистического богословия к текстам Ветхого и Нового Заветов: интерпретация всего Ветхого Завета как повествования о жестоком и немилосердном Боге, управляющем творением посредством закона и наказаний, а также стремление к исключению из Нового Завета всех текстов и смыслов, связывающих его с Ветхим Заветом; 5) разработка на основе общих дуалистических принципов частных разделов вероучения: антропологии, этики, аскетики и эсхатологии.

 



 
PR-CY.ru