МАРКИОН - Страница 21

Христос не был совершенно бесплотным, но Его тело было нематериальным, не принадлежащим к земному миру. По своим действиям и функциям это тело было во всём тождественно человеческому, однако по природе было духовным и «ангельским». Согласно Маркиону, во время земной проповеди Христос возвещал учение об истинном Боге, пожелавшем открыться людям. Поскольку Его проповедь была обращена к иудеям, ждавшим обещанного им Богом Ветхого Завета Мессию, Христос представлял Себя как исполнение этих ожиданий и иногда использовал понятные иудеям образы из закона и пророческих книг. Однако в действительности Его целью было ниспровержение закона и пророков Бога Ветхого Завета; Маркион понимал это ниспровержение не в смысле простой отмены, а, прежде всего, в смысле демонстрации того, что весь Ветхий Завет не мог происходить от благого Бога. Посредством чудес Христос показывал людям, что Он есть истинный Бог, свободный от созданной Богом Ветхого Завета материи и способный повелевать этой материей. Хотя Бог Ветхого Завета знал, что Христос есть явившийся в созданном Им земном мире трансцендентный благой Бог, Бог Ветхого Завета не мог причинить Ему никакого вреда и не обладал никакой властью над Ним. Таким образом, Маркион полагал, что страдания и смерть Христа были полностью добровольными; для объяснения их значения Маркион использовал введённое апостолом Павлом представление об искуплении (см.: Гал. 3:13; 4:5), толкуя его в предельно буквальном смысле. Необходимость искупления связана с признаваемой Маркионом реальной божественной властью Бога Ветхого Завета: этот Бог создал людей, поэтому Он обладает законной властью над ними, которую Он реализует, устанавливая закон и наказывая за его нарушение. Благой Бог Нового Завета не уничтожает Бога Ветхого Завета и не упраздняет Его власть, но лишь «выкупает» у Него тех людей, которые поверили в возвещенное Христом спасение. Епифаний Кипрский предлагает следующий парафраз рассуждений Маркиона: «Если бы мы Ему (т.е. Христу, Богу Нового Завета) принадлежали, Он не стал бы покупать Свою собственность. Но Он купил нас, придя в чуждый Ему мир, чтобы выкупить тех, которые не принадлежали Ему. Ибо мы творение другого [Бога], и потому Христос купил нас, чтобы дать нам Свою жизнь». Таким образом, страдания и смерть Христа, ненавистного Богу Ветхого Завета, оказываются ценой, уплачиваемой за спасение верующих от погибели; Бог Ветхого Завета принимает эту цену, умерщвляя Христа наиболее позорным и жестоким способом. В отличие от апостола Павла (см., например: 1 Кор. 15:3) Маркион не учил, что искупительная смерть Христа есть смерть за грехи людей; таинство заместительной спасительной жертвы, приносимой Христом Отцу, у Маркиона целиком было заменено концепцией справедливого обмена между Богом Ветхого Завета и Богом Нового Завета.

 



 
PR-CY.ru