МАРКИОН - Страница 19

Природа человека изначально является злой, а Бог, предложив заповеди, не дал человеку средств их исполнить и даже нередко намеренно вводил людей в искушения и соблазны, так что во всех грехах, согласно Маркиону, виновны не совершающие их люди, а Бог Ветхого Завета, Который либо прямо предписывал их (например, разрешая кражу или убийство; см.: Исх. 12:35–36; Числ. 25:3–5; Маркион ссылался и на другие похожие места), либо не предоставлял человеку никаких способов и средств их избежать. Наиболее ярким и показательным примером свойственного Маркиону переноса вины с творения на Творца исследователи называют предложенную им интерпретацию сошествия Иисуса Христа в ад. Маркион полагал, что Христос вывел из ада грешников: Каина, содомлян, египтян и «все народы, жившие во всяком роде разврата». Все эти люди не надеялись на Бога Ветхого Завета, поэтому они «прибегли к Христу» как к Спасителю и были приняты в Его Царство. Напротив, Авель, Енох, Ной и прочие пророки и праведники Ветхого Завета, также пребывавшие в аду, не поверили Христу; они знали, «что их Бог всегда искушал их», поэтому думали, что Он их искушает и в этом случае; они не прибегли к Иисусу и не поверили Его проповеди, вследствие чего «их души остались в преисподней». Таким образом, исполнение закона Бога Ветхого Завета и послушание Ему Маркион не только не рассматривал как подготовку людей к принятию спасения, но и считал причинами отказа от Христа и погибели. Маркион полагал, что Бог Нового Завета по всем свойствам и действиям противоположен Богу Ветхого Завета. Он никак не связан с тварным миром и пребывает вне сферы тварности, в некой области выше тварного неба, которую Маркион отождествлял с упоминаемым апостолом Павлом «третьим небом» (ср.: 2 Кор. 12:2). Маркион и его последователи особенно настойчиво подчёркивали, что Бог Нового Завета является чуждым, потусторонним, инородным («extraneus») по отношению к миру, созданному Богом Ветхого Завета, т.е. абсолютно и безусловно трансцендентным; вследствие этого в поздней маркионовской и антимаркионовской литературе Бог Нового Завета нередко обозначался субстантивированным прилагательным Чуждый. По свидетельству некоторых ересеологов, Маркион признавал, что Бог Нового Завета также является Творцом и имеет некое духовное творение, или духовный мир. Исследователям неизвестно, как Маркион понимал это творение, однако если он действительно признавал наличие тварного духовного мира, противостоящего материальному миру, это подтверждает, что его дуализм был следствием рецепции некоего религиозного или философского учения, в котором жёстко противопоставлялись благой духовный и злой материальный миры. Опираясь на свидетельство Иисуса Христа (см.: Лк. 10:22), Маркион учил, что Бог Нового Завета является невидимым и непознаваемым (Он открыл Себя людям только и исключительно через Христа). Используя как новозаветные свидетельства о Боге, так и сложившиеся в греческой философии представления о свойствах божественной природы, Маркион утверждал, что Бог Нового Завета обладает всей полнотой совершенств: Он абсолютно благ, Он пребывает в покое и не подвержен страстям, Он не гневается, не мстит, не судит, но проявляет милосердие, защищает и спасает. Движимый исключительно благостью и милосердием, Бог Нового Завета пожелал спасти человека от власти Бога Ветхого Завета и видимым образом явился в земном мире.

 



 
PR-CY.ru