МАРКИОН - Страница 12

По свидетельству Тертуллиана, «Антитезы» («Antithesis») Маркион сочинил в качестве «приданого» («dos») к своду новозаветных книг. Целью Маркиона было показать противоположность и несовместимость Ветхого и Нового Заветов и тем самым убедить своих последователей в истинности созданной им редакции Нового Завета и проповедуемого им учения. «Антитезы» содержали параллельное сопоставление будто бы противоречащих друг другу по смыслу мест Ветхого и Нового Заветов («contrariae oppositiones»); используя метод сопоставлений, Маркион рассчитывал «внести раздор» («discordia») между Евангелием и Законом, между двумя «орудиями» («instrumentum») или двумя «заветами» («testamentum»), чтобы затем «из различия идей каждого Писания сделать вывод о различии богов». Тертуллиан отмечал, что сочинение Маркиона использовалось в основанной им общине, подчёркивая, что с помощью изложенных в нём противопоставлений ученики Маркиона «посвящаются в эту ересь и укрепляются в ней». Из рассуждений Тертуллиана исследователи сделали вывод, что в «Антитезах» не только сопоставлялись отрывки из Ветхого и Нового Заветов, но и доказывалось, что те места Нового Завета, которые Маркион удалил, – это искажения, внесённые приверженцами иудаизма. Современными исследователями были выдвинуты две основные гипотезы относительно содержания «Антитез». Сторонники первой гипотезы, основываясь на некоторых высказываниях Тертуллиана, полагают, что в «Антитезах» содержались лишь цитаты из Ветхого и Нового Заветов без какого-либо комментария Маркиона. Помимо Тертуллиана это подтверждают и другие источники: так, Ириней Лионский отмечал, что еретики противопоставляют то, «что по Своему милосердию сделал Господь, придя для спасения принявших Его», тем казням и наказаниям, которые Бог налагал в Ветхом Завете на не желавших покоряться Ему. В сочинении «Опровержение всех ересей» Ипполита Римского также говорится, что Маркион противопоставлял доброго Бога злому Творцу, всячески хуля последнего. То, что «Антитезы» содержали противопоставление слов и поступков Иисуса Христа заповедям и действиям Бога, описанным в Ветхом Завете, признают и сторонники второй гипотезы. Примеры противопоставлений, которые Маркион предлагал в «Антитезах», приводятся у Тертуллиана, в «Диалоге об истинной вере в Бога» и в других сочинениях церковных писателей. Так, Маркион отмечал, что Христос учил любить врагов, а в Ветхом Завете предписано любить ближних, но ненавидеть врагов; Христос любил детей и приводил их в пример, а Бог Ветхого Завета послал медведей, чтобы они растерзали оскорбивших пророка Илию детей; Христос запретил развод, а Моисей разрешал его, и т.п.

 



 
PR-CY.ru