МАРКИОН - Страница 15

Маркион не был философом, поскольку он не стремился объяснить христианскую веру в некой системе рациональных понятий, он не был гностиком, поскольку не претендовал на наличие у него непосредственного откровения от Бога, не создавал собственных священных книг, не противопоставлял наделённых неким тайным или высоким знанием христиан всем прочим. Маркион был традиционным христианином, который ставил на первое место веру в христианское Предание; если бы это Предание не обладало для него принципиальной значимостью, он не стал бы предпринимать столь масштабных усилий по его «очищению» от того, что он считал искажениями и заблуждениями. Исследователи считают, что христианское самосознание Маркиона было определяющей причиной того, что основой проповедуемого им вероучения стали по-новому интерпретированные и отредактированные Послания апостола Павла и Евангелие от Луки, а не некие собственные религиозные сочинения Маркиона. Однако параллельно с христианскими представлениями и верованиями Маркион руководствовался особым образом понятой идеей о непримиримой противоположности добра и зла. Подлинным источником расхождений Маркиона с христианством исследователи считают его представление о добре и зле как о противоборствующих принципах, характерной особенностью которого было неразличение субъективного и объективного зла. Зло, совершаемое человеком, и зло, происходящее с человеком, у Маркиона оказались полностью отождествлёнными. Это привело, с одной стороны, к отсутствию в его системе представления о грехе, поскольку субъективное зло стало восприниматься как следствие объективного зла, изначальных «злых» условий существования человека, а с другой стороны – к признанию онтологическим злом всего того, что является злом лишь с субъективной точки зрения: бедствий, наказаний, испытаний, страданий и т.п. Такое представление о зле и связанный с ним вывод о том, что Бог Ветхого Завета является «злым Богом», не были следствиями изучения Посланий апостола Павла; напротив, при обращении Маркиона к этим текстам он уже воспринимал и интерпретировал их в свете собственной дуалистической концепции. По мнению исследователей, даже если допустить, что первоначально Маркиона знал лишь одно Послание к Галатам, содержание этого Послания не могло привести его к идее противостоящего добру абсолютного зла. Ещё более сложно исследователям представить, как эта идея могла сформироваться у Маркиона при внимательном чтении полного корпуса Посланий. Откуда именно Маркион почерпнул концепцию онтологического зла, т.е. зла, коренящегося в самой бытийной природе неких вещей или событий, исследователям определить невозможно (источником могло быть и эмпирическое наблюдение за чужими или собственными бедствиями и страданиями), и знакомство с народными интерпретациями зороастрийских (см. ст. Зороастризм) или неких иных дуалистических религиозных представлений, и рецепция какой-либо упрощённой и популяризированной версии греческого платонизма.

 



 
PR-CY.ru