МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 9

Милютинские Минеи представляют собой 12 объёмных скорописных томов (Исторический музей). Оглавление Милютинских Миней составлено и впервые опубликовано архимандритом Иосифом (Левицким). Протоиерей Александр Васильевич Горский и Капитон Иванович Невоструев сопоставили их состав с Великими Минеями Четьими (Российская государственная библиотека). Исследование содержания Милютинских Миней предпринял Д. Красин (Венгеров), сравнив их с содержанием Великих Миней Четьих и выявив дополнительные статьи в ноябрьском, декабрьском и январском томах. Обстоятельное палеографическое исследование этих текстов проведено Эмилией Васильевной Шульгиной. Каждый том Миней был снабжён послесловием (в ноябрьском и февральском они утрачены), из которого следует, что Минеи составлялись с 18 января 1646 г. до 1654 г. священником церкви Рождества Христова в Верхней Служней слободе Троице-Сергиева монастыря Иоанном Иоанновичем Милютиным и тремя его сыновьями «отроческого возраста». С начала 1630 гг. священник Иоанн Милютин был связан с Троице-Сергиевым монастырём. Так, в 1631 г. он вложил в монастырь соляную варницу, его род под тем же годом записан в монастырский синодик. Из записей о вкладе в описи прибыльных актов за 1616–1638 гг. и в синодике следует, что Иоанн Милютин родом из Балахны, в этой же местности находилась и вложенная им варница. Впрочем, по наблюдениям иеромонаха Арсения, в 1642 г. эта варница среди монастырского имущества не упоминается. Исследователям неизвестно, каким образом священник Иоанн Милютин был связан с Троице-Сергиевым монастырём после 1642 г. В послесловии к сентябрьскому тому Миней в качестве места своей службы он указал Христорождественскую церковь монастырской Верхней Служней слободы, однако, как отметил иеромонах Арсений, в переписной книге 1646 г. Иоанн Милютин среди священников этой церкви не значится. Из писцовой записи на декабрьской Минее исследователям известно, что одного из сыновей Иоанна Милютина звали Димитрием. В качестве основного источника Милютинских Миней указаны Минеи из библиотеки Троице-Сергиева монастыря, которые исследователи идентифицируют как Минеи иеромонаха Германа (Тулупова), но источников было гораздо больше: это и Великие Минеи Четьи, и печатный «Пролог» издания Московского Печатного двора 1643 г. (в частности, такое происхождение имеет пространное Житие небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича, написанное непосредственно для этого издания), и «Книга степенная царского родословия» (привлечена в двух списках, один из которых – черновик (ныне в Российском государственном архиве древних актов), и многие др. Каждый том Милютинских Миней форматом in quarto содержит более тысячи листов, так что многие тома толщиной превосходят свою высоту. Знакомство с кодикологическими особенностями Милютинских Миней позволяет исследователям реконструировать работу по их составлению. Исследователи полагают, что каждый из писцов работал с определённым источником, выписывая из него агиографические тексты на отдельные тетради или двойные листы. Причём на нижнем поле первого листа неизменно ставилась помета, обозначавшая количество тетрадей или листов, которое занимает данный текст (например, «3 листа» – Исторический музей; «4 тетради» – Исторический музей).

 



 
PR-CY.ru