МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 7

В большинстве томов запись обозначает время вклада таким образом: «В лета 7061, месяца ноемврия. В христолюбивое царство святейшаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в двадесятое лето царства и государьства его, в двадесят же третие лето от рожества его… дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чудотворцом Петру и Алексию и Ионе в святую соборную церковь Успения пресвятыя Богородица русския митрополиа в первоенадесять лето святительства и духовныя паствы своего смирения на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». Тем не менее (в февральском, мартовском и апрельском томах), запись имеет иной вид. Время вклада отнесено к 19-му году царствования и 22-му году от рождения Ивана IV Грозного. Таким образом, Успенский комплект был вложен в 1551 или 1552 г., следовательно, работа над ним, учитывая уже приведённое выше сообщение о 12-летнем сроке исполнения, должна была начаться в 1539–1540 гг., за год-два до вклада Софийского комплекта и отъезда архиепископа Макария в Москву. Единственная писцовая запись Успенского комплекта (в июльском томе), принадлежащая диакону борисоглебскому Иоанникию («Ианикитищу»), датируется 1545 г. Согласно наблюдениям T. Дайбера, расположение текстов, соответствующих «подвижным» праздникам, таким как Пасха и др., в мартовском томе Успенского комплекта соответствует 1554 г. В какой связи находится этот факт с кодикологическими реалиями Успенского комплекта, на данный момент исследователям неясно. Время окончания работы над Царским комплектом исследователи определяют лишь приблизительно. По одной из записей, в которой сообщается о переписке Толкового Апостола в Отенском монастыре, работу вели ещё в мае 1554 г. Великие Минеи Четьи были источником для последующих минейных агиографических сводов. Высказываемые в литературе предположения о том, что Великие Минеи Четьи использовались при составлении «Книги степенной царского родословия», не находят в настоящее время достаточно доказательств. В конце XVII в. справщик Евфимий составил роспись Успенского комплекта. В 1847 г. этот текст (далеко не полный), был издан Вуколом Михайловичем Ундольским. В 1892 г. была издана подготовленная архимандритом Иосифом (Левицким) полная роспись оглавления Успенского комплекта. Раньше мартовский и апрельский тома были описаны протоиереем Александром Васильевичем Горским и Капитоном Ивановичем Невоструевым. Научное описание сентябрьского, октябрьского, ноябрьского, декабрьского, январского, февральского и майского томов Царского комплекта было подготовлено А.В. Горским и К.И. Невоструевым и издано в 1884 г. Е.В. Барсовым. Описание обрывается на 26 мая и, по мнению исследователей, опубликовано не полностью, т.к. Е.В. Барсов в предисловии сообщал о том, что у него находятся описания А.В. Горского и К.И. Невоструева для всех томов, кроме июньского, который был им описан самостоятельно. Некоторые статьи (в особенности русские) выделены для Успенского и Царского томов Татьяной Николаевной Протасьевой. В 1907 г. Дмитрий Иванович Абрамович опубликовал содержание сентябрьского, октябрьского, ноябрьского, апрельского, майского, июньского и июльского томов Софийского комплекта в составе описания Софийской библиотеки. В 2006 г. увидело свет подробное описание мартовского тома, сделанное Е.И. Серебряковой. Подробное описание августовского тома было выполнено в 2014 г. Людмилой Владимировной Мошковой. Предпринимались две незавершённые попытки издания Великих Миней Четьих, обе – по Успенскому комплекту.

 



 
PR-CY.ru