МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 4

Репертуар таких книг обозначен во вкладной записи к томам Успенского комплекта: «...Все книги четьи собраны: святое Евангелие, четыре Евангелисты толковые и святыи Апостол и все святыя апостольскиа посланиа и деаниа с толкованием и три великиа Псалтири розных толковников и Златаустовы книги, Златаструи и Маргарит и великии Златаустъ и великии Василии и Григории Богослов с толкованиемъ и великая книга Никонская с прочими посланми его. И прочиа все святыя книги събраны и написаны в них пророческиа и апостольскиа и отеческиа и праздничныа слова и похвальныя слова и всех святых отець житиа и мучениа святых мученикъ, и святыхъ мученицъ житиа и подвизи преподобных и богоносных отецъ и святых преподобных жен страдание и подвизи и все святыя Патерики написаны: Азбучныя, и Иерусалимскиа, и Египетскиа, и Синаискиа, и Печерскиа и все святыя книги собраны и написаны, которые в Рускои земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы». Расположение таких книг старались по возможности приурочить к определённой дате памяти святого, с которым связывался данный текст. Так, «Маргарит» помещён на день кончины Иоанна Златоуста (под 14 сентября), «Житие Дионисия Ареопагита» – под 3 октября, в день его памяти. В случае, когда не удавалось привязать те или иные большие четьи книги к точной дате, их помещали в конце томов под последним днём тома. Так, Синайский (в редакции, подготовленной по поручению Макария Досифеем (Топорковым)) и Египетский патерики помещены в конце июньского тома Великих Миней Четьих под 30-м числом, Патерик Римский находится в статье под 11 марта, поскольку был тематически связан с днём памяти папы Римского Григория I Великого (Двоеслова). Также в состав Великих Миней Четьих включались крупные исторические сочинения, такие как «Косма Индикоплов» (под 31 августа), «Хожение игумена Даниила в Святую землю» (под 30 июня). Исследователи отмечают наличие в Софийском комплекте созданной по поручению Макария особой редакции Жития Пафнутия Боровского (1 мая, составлена Василием I (Рыло), Ростовским архиепископом) ещё до общерусской канонизации этого святого. Исследователи полагают, что значительная часть дополнений «первоосновы» выполнялась в условиях «распределённого скриптория», когда писец, получив задание и запас бумаги, работал самостоятельно. Исследователи отмечают большое количество случаев, когда писцу принадлежит в рамках Софийского комплекта только одна – две статьи, и крайне малое число статей, которые переписывали несколько сменявшихся писцов. Первые статьи за каждый месяц были предварены полихромными заставками, представляющими собой образцы характерного стиля художников, работавших при дворе архиепископа Макария. Подобные заставки были сделаны и для двух других комплектов Великих Миней Четьих. Исследователи отмечают, что судя по сохранившимся томам, в их создании участвовали около 50 писцов, однако есть сведения об именах только трёх из них. Постриженик Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Аркадий в 1538 г. переписал для июльского тома комплекс антиеретических статей, в том числе «Просветитель» Иосифа Волоцкого.

 



 
PR-CY.ru