МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 19

Выговские книжники вели самостоятельную работу как по уточнению календарной основы своих Миней (опираясь на наиболее полные редакции печатных сводных изданий: «Пролога» 1642–1643 гг. и «Святцев» 1646 г.), так и по наполнению их текстами. Для решения этих задач составители обратились к рукописной книжности и, подобно другим примерам (поморский кодекс сочинений преподобного Максима Грека, иконография «Образ всех российских чудотворцев»), смогли создать богатый по материалам свод памятников. Впервые в таком количестве в Минеи Четьи были включены сказания о Богородичных иконах: Грузинской (Черногорской; под 2 июня), Воронинской (под 15 июня), Тихвинской (под 26 июня), Казанской (под 8 июля), Колочской (под 9 июля), Смоленской (под 28 июля). Большинство из этих праздников были указаны в «Святцах» 1646 г. Из рукописной книжности в Выговские Минеи попали, в частности, Житие праведного Артемия Веркольского второй редакции (согласно классификации Льва Александровича Дмитриева и Натальи Вячеславовны Савельевой; под 23 июля), «Житие преподобного Антония Сийского» в первоначальной редакции инока Ионы с 14 чудесами (согласно классификации Е.А. Рыжовой; под 7 декабря) и Похвальное слово преподобному, «Житие праведных Иоанна и Лонгина Яренгских» в редакции Сергия (Шелонина) и его же «Сказание о перенесении мощей святых», «Житие митрополита Филиппа» «Тулуповской» редакции (под 23 декабря), поздний вариант Основной редакции Жития прп. Кирилла Новоезерского (согласно классификации Т. Б. Карбасовой), «Житие преподобного Александра Ошевенского» иеромонаха Феодосия. Даже в тех случаях, когда в предшествующих сводах уже имелось Житие на день памяти подвижника, выговские книжники сочли необходимым представить существующие агиографические памятники более полно. Например, под 9 сентября в Великих Минеях Четьих, Чудовских Минеях и Тулуповских Минеях помещали Житие преподобного Иосифа Волоцкого, написанное Саввой Чёрным (первая редакция). В Выговских Минеях добавлены ещё два памятника – Надгробное слово Досифея (Топоркова) и Житие, составленное неизвестным (или Львом Филологом). Таким образом, в своде представлены все агиографические сочинения о почитаемом старообрядцами святом. В Выговские Минеи включили сочинения о соловецких подвижниках (под 27 сентября, 17 апреля, 30 июля). Анализ текстов, вошедших в Выговский свод, позволил исследователям выявить несколько случаев использования составителями «Степенной книги»: «Житие митрополита Фотия» (под 2 июня), дополнения к «Житию апостол Андрея Первозванного» (под 30 ноября) и к «Житию святого князя Феодора Ярославского и Смоленского» в редакции иеромонаха Антония (под 19 сентября). Особая заслуга выговских книжников, по мнению исследователей, состоит в пополнении свода Житиями прославленных до середины XVII в. русских святых. Старообрядцы не только не сокращали тексты Житий, но в ряде случаев добавляли и другие, дополнительные тексты, иногда собственного сочинения. В результате был создан самый полный за всю историю Древней Руси свод русских агиографических памятников. Составив 12-томник, выговцы не прекратили работы по разысканию текстов редких Житий. Следующим этапом стал составленный на Выге в 1720 гг. «Поморский сборник» (Исторически музей), которым широко пользовался Василий Осипович Ключевский при работе над книгой «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1871 г.). Этот кодекс включает переписанные в календарной последовательности тексты и, по сути, является дополнительным томом к Выговским Минеяям.



 
PR-CY.ru