МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 3

Исследователи полагают, что первоначальный замысел Макария предполагал создание полного годового комплекта агиографических текстов. «Первооснова» по большей части была подобна Минеям Четьим домакарьевского состава (в частности, древнейшему сохранившемуся полному комплекту Миней Четьих, принадлежавшему Иосифову Волоколамскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю). «Первооснова» была переписана на бумаге невысокого качества, но большого, «Александрийского» формата. В её создании участвовали только три книжника, судя по манере их письма (в рамках «первоосновы»), исследователи называют тексты черновыми. Писцы использовали двухстолбцовое расположение текста, которое с небольшими изменениями было характерно и для других частей Миней Четьих и в более поздних комплектах. Исследователи полагают, что создатели «первоосновы» свели в единый текст несколько источников. Некоторые из статей переписывались как отдельные части (на это указывают обширные пробелы в конце статей) и даже порой изначально не имели в заглавии календарной привязки (она надписывалась позднее редактором). Первоначальный замысел не предполагал переписывание каждой дневной статьи отдельно, и довольно часто дневные блоки шли один за другим без пробелов. На данный момент исследователи не представляют для себя возможным определить время работы над «первоосновой». Фактически единственным указанием на него является рукопись Евангелия 1534 г. (Российская национальная библиотека), в очень небольшом объёме написанная на бумаге «первоосновы». Исследователи отмечают, что полученный на первом этапе работы текст не в полной мере перекрывал весь годовой цикл и содержал лакуны – некоторые дни в каждом томе были пропущены, и требовалась дальнейшая работа по его дополнению. На определённом этапе все календарные даты было решено заполнить включением текстов из «Пролога» и «Стишного пролога», что и позволило исследователям получить чтения на весь годовой цикл. В ходе этого важнейшего этапа редактирования начальные и конечные листы дневных блоков «первоосновы» оказались в большинстве случаев заменены и переписаны в другой манере и на другой бумаге, причём иногда был сохранён зачёркнутый текст. В итоге в компоновке текста Софийского комплекта Великих Миней Четьих, а вслед за ним и в последующих комплектах была проведена единая для всех томов установка: чтения на каждый день должны начинаться с «Пролога» и заканчиваться «Стишным прологом», а между ними помещаются как тексты «первоосновы», так и дополнительные агиографические произведения, а также другие известные на Руси большие четьи книги.

 



 
PR-CY.ru