МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 6

Исследование ноябрьских томов Успенского и Царского комплектов, предпринятое Владимиром Андреевичем Кучкиным, показало, что основная часть тома Царского комплекта представляет собой копию с тома Успенского комплекта (до его окончательного оформления). По мнению исследователя, покольку основная часть тома Царского комплекта переписана в Новгороде (о чём говорит помета, относящая её к работе Мокия), то и ноябрьский том Успенского комплекта должен был создаваться в Новгороде. В научной литературе утвердилось мнение, что работы над Успенским комплектом были начаты после окончания Софийского комплекта. Однако при работе над Софийским и Успенским комплектами использовался один и тот же тип бумаги, причём на некоторых её видах записаны тексты Софийского комплекта на относительно раннем этапе его формирования. Из сравнения состава Софийского и Успенского комплектов, произведённого В.А. Кучкиным, исследователи сделали вывод, что помимо многочисленных статей, имеющихся в Успенском комплекте и отсутствующих в Софийском, есть и такие статьи, которые имеются в Софийском комплекте, но не включены в Успенский комплект. Как Успенский, так и Царский комплекты по сравнению с Софийским существенно полнее, они содержат меньшее количество следов редакторской правки и в целом отличаются более высоким уровнем письма. В них был включён ряд новых по сравнению с Софийским комплектом текстов. Среди них – перевод Псалтири епископа Бруно Вюрцбургского, выполненный Дмитрием Герасимовым (Успенский комплект, под 20 августа), «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (Царский комплект, под 17 января), Толковый Апостол (Успенский комплект, под 29 июня, Царский комплект, под 18 октября). Отдельно исследователи отмечают включение созданных по поручению Макария Житий (или их редакций) новых чудотворцев, канонизированных в 1547–1549 гг.: преподобного Саввы Сторожевского (под 3 декабря, написано Маркеллом, игуменом Хутынского монастыря), преподобного Михаила Клопского (под 11 января, в редакции Василия Михайловича Тучкова), князя Всеволода (Гавриила) Псковского (Царский комплект, под 11 февраля; написано псковским священником Василием (Варлаамом)), преподобного Евфросина Псковского (под 15 мая, в редакции Василия (Варлаама)), преподобного Александра Свирского (под 30 августа, написано Иродионом, игуменом Александро-Свирского монастыря), князя Александра Ярославича Невского (Успенский комплект, под 30 августа в редакции Михаила, монаха Владимирского Рождественского монастыря; Царский комплект, под 30 августа; в редакции священнника Василия (Варлаама)), а также мученика Георгия Нового (Царский комплект, под 26 мая; написано новгородским священником Илиёй) и преподобного Иосифа Волоцкого (Царский комплект, под 10 сентября; написано Саввой (Чёрным)). Окончательное редактирование обоих комплектов было осуществлено уже в Москве, что подтверждается как особенностями структуры ноябрьских томов, так и двумя записями в Царском комплекте. Основными свидетельствами о времени завершения работ над Успенским комплектом являются вкладные записи.

 



 
PR-CY.ru