МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 2

Создание Великих Миней Четьих связано с именем Новгородского и Псковского архиепископа Макария (1526–1542 гг.), митрополита Московского и всея Руси (1546–1563 гг.). Минеи Макария – самый грандиозный проект в истории отечественной книжности и наиболее полное собрание четьих текстов, известных на Руси до середины XVI в. Великие Минеи-Четьи отличаются от Миней так называемой домакарьевской редакции не только полнотой и разнообразием материала, но и существенным увеличением числа статей, посвящённых русским святым. Всего исследователям известно три комплекта Макарьевских Миней. Софийский комплект Великих Миней Четьих сохранился только в девяти томах (отсутствуют тома за декабрь, январь и апрель): за сентябрь – в Российской национальной библиотеке; за октябрь, ноябрь, февраль, март – в Государственном историческом музее; за май – в Российской национальной библиотеке; за июнь, июль, август – Российском государственном архиве древних актов. Успенский комплект наличествует в полном составе в Государственном историческом музее. От Царского комплекта уцелели десять томов (отсутствуют тома за март и апрель). Все три комплекта переписаны либо на так называемой Александрийской бумаге, либо на несогнутых листах бумаги обычного формата. Объём некоторых томов превышает 1700 листов. Епископ Макарий (Булгаков; впоследствии митрополит) в первой работе, специально посвящённой Софийскому комплекту Великих Миней Четьих, отметил характерные черты этого комплекта, которые позволили ему заключить, что «новгородский список макарьевских Чети-Миней представляется как бы черновым и первоначальным». Надежда Феоктистовна Дробленкова высказала мнение, что Минеи Четьи за декабрь из собрания Михаила Николаевича Тихомирова является первоначальным вариантом декабрьского тома Великих Миней Четьих, предшествующим и Софийскому комплекту. «Сказание о Вавилоне» в данной рукописи имеет ряд ранних чтений, не сохранившихся в других Минеях, в том числе в Успенском и Царском комплектах Великих Миней Четьих. Кроме того, в тексте Минеи из собрания М.Н. Тихомирова есть ряд дополнений, вписанных над строкой, которые читаются в основном тексте томов Великих Миней Четьих. При этом данную рукопись исследователи не могут отнести к Софийскому комплекту. Между тем исследование Александром Григорьевичем Бобровым «Сказания Афродитиана», также читающегося в Минее из собрания М.Н. Тихомирова, показывает исследователям, что в текстах Успенского и Царского комплектов помещена принципиально иная редакция данного памятника. Таким образом, вопрос о характере и самом наличии текстологической связи Минеи из собрания М.Н. Тихомирова с Великими Минеями Четьими остаётся открытым. Кодикологическое исследование Софийского комплекта показало, что на первом этапе работы была создана «первооснова» Великих Миней Четьих, представляющая собой переписанные друг за другом в хронологической последовательности минейные тексты. Елена Ивановна Серебрякова в описании обнаруженного ею мартовского тома Софийского комплекта охарактеризовала эту часть как сборник с «длинными житиями» (по сравнению с проложными).

 



 
PR-CY.ru