МИНЕИ ЧЕТЬИ

МИНЕИ ЧЕТЬИ (греч. – «месячный» и старославянский «чьтение») – в восточнославянской и южнославянской рукописной традиции – комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу. Волоколамские переписаны в последней четверти XV в., являются самым древним сохранившимся полным собранием Миней Четьих на Руси (Российская государственная библиотека). Состоят из десяти томов, т.к. два текста за июнь и три за август присоединены к июльскому тому. Отдельные немногочисленные Жития и гомилии приурочены к подвижному циклу: например, Мученичества Феодора Тирона и Феодора Стратилата в февральском томе помечены первой субботой Великого поста. Структура и состав Волоколамских Миней Четьих в целом восходят к комплекту, переведенному, как полагают исследователи, в Константинополе по новгородскому заказу в конце XI – начале XII в. Поскольку Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь до 1509 г. находился под церковной юрисдикцией Новгорода, обращение к книжному собранию Софийского собора представляется вполне естественным. В гипотетическом (несохранившемся полностью) комплекте также отсутствовали тома за июнь и август. Греческий оригинал данного переводного собрания сформировался самое позднее, как полагают исследователи, в конце первой четверти X в. в Студийском монастыре в Константинополе (некоторые тома, например, ноябрьский, отражают ещё более раннюю редакцию текста). Именно к этому комплекту, как полагают исследователи, изначально принадлежали рукописи 1667 г. (июнь) и 1671 г. (август), переписанные в Студийском монастыре в начале X в. и перенесённые оттуда в библиотеку монастыря Гроттаферрата под Римом в конце XI в. Вместе с тем, как показывает сопоставление с некоторыми более древними отдельными помесячными томами (например, Академическая Минея за февраль – Российская государственная библиотека. Московская духовная академия), Волоколамские Минеи Четьи отражают дальнейшую работу составителя, которая, прежде всего, была направлена на интеграцию в собрание текстов, имевших иное происхождение. Так, в Волоколамские Минеи Четьи включены несколько текстов из Успенского сборника: в апрельский том – Житие Мефодия Моравского (под 4 апреля), в майский – Житие мученицы Феодосии Константинопольской (под 29 мая), в июньский том – Мученичество Еразма (под 10 июня) и Мученичество Вита, Модеста и Крискентии (под 15 июня), а также метафрастовские Жития преподобного Харитона (под 28 сентября) и Иоанникия (под 4 ноября). Два последних текста, как полагают исследователи, были взяты из сборника «Житий учителей монашеской жизни, подобного Соборнику Нила Сорского». В рукописи Российской государственной библиотеки (не позже 1430 г.), восходящей к тому же протографу, что и Волоколамские Минеи Четьи, они ещё помещены отдельно, вне календарного порядка, но в Волоколамских Минеях Четьих оказались уже под своими числами. Греческие оригиналы многих текстов Волоколамских Миней Четьих не сохранились, поэтому они наряду с другими русскими четьиминейными собраниями и отдельными помесячными томами, восходящими к тому же первоначальному комплекту, имеют большое значение не только для русской, но и для византийской филологии.

 



 
PR-CY.ru