МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 5

Именно этому писцу принадлежит переписанный в том же году лицевой список «Космы Индикоплова», который был включён в августовский том Великих Миней Четьих. Ещё два имени известны исследователям благодаря техническим пометам, обозначавшим принадлежность писцу данного объёма выполненной работы в апрельском томе: «Варла(а)мского дияка Данилка» (Российская национальная библиотека), «Марка богоявленского часть» (Российская национальная библиотека). Среди редакторских и технических помет Софийского комплекта исследователи выделяют пометы и глоссы, которые, как полагают исследователи, принадлежат самому Макарию. Комплект был вложен Макарием в Софийский собор, о чём есть однотипные выходные записи в начале трёх из девяти томов (сентябрьском, октябрьском и майском): «В лето 7040 девятое во христолюбивое царство святеишаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодръжца и государя нашего, в восьмое лето государьства его, въ первое же на десятое лето от рожества его, се яз смиренныи Макарие архиепископъ богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова дал есми сию святую великую книгу Минею четью месяць сентябрь и прочих два на десяти Минеи четих во святую великую в соборную церковь святыа Софея, неизреченныа Премудрости Божия того преславущаго Великого Новаграда в шестое на десяте лето святительства и паствы своего смирениа. На память своеи души и по своих родителех в вечнои поминок…» (Российская национальная библиотека). На основании записей может быть вычислена дата вклада – между 4 марта и 24 августа 1541 г. С Софийским комплектом связывается также указание вкладной записи томов Успенского комплекта (имеющейся в каждом томе, кроме июльского). Макарий сообщает, что «писал есмь сия святыя великия книги в Великом Новгороде…, а писал есми и собирал и в едино место их совокуплял дванадесять лет многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почастей…». Ещё Елпидифор Васильевич Барсов высказал точку зрения, что это указание должно относиться не к Успенскому, а к новгородскому Софийскому комплекту. Эта версия стала достаточно распространённой в литературе и послужила основанием относить начало работы над Софийским комплектом к 1529 г. Тем не менее, существуют веские основания полагать, что как над Успенским, так и над Царским комплектами также работали в Новгороде, и исследователи не могут считать, что Макарий имел в виду только Софийский комплект. На то, что значительная часть работы проходила в рамках Новгородской епархии, указывают хорошо сохранившиеся писцовые пометы Царского комплекта. В перечне известных исследователям писцов (больше 50 имён), составленном архимандритом Макарием (Веретенниковым), есть имена, очевидно, работавших в Новгороде: Богдана, диакона Софийского собора, Конона, священника с владычнего двора, Димитрия, священника с Прусской ул., ещё одного писца «с Нутной улицы». Подробная запись, оставленная писцом Мокием, прямо свидетельствует о его работе в Новгороде (Валентина Ильинична Охотникова на основании упоминаемых в записях топонимов выделяет около семи имён писцов-псковичей).

 



 
PR-CY.ru