МАРТИН - Страница 10

В рукописной традиции «Жизнь Мартина», письма и «Диалоги» представлены как единый корпус, нередко с добавлениями (тексты стихотворных надписей в честь святого, исповедание веры, фрагменты сочинений Григория Турского и т.д.). Этот сборник принято обозначать как «Мартинелл» («Martinellus»); его первоначальный состав и дату появления исследователям трудно определить. Количество рукописей с текстами сочинений Сульпиция Севера о Мартине исследователям неизвестно. Б.М. Пиблз изучил 149 рукописей, но это лишь небольшая часть сохранившихся манускриптов. Рукописная история текстов недостаточно хорошо изучена, поэтому выводы исследователей, основанные на неполных данных, являются предварительными и могут быть пересмотрены. После издания Карла Феликса фон Хальма (1866 г.) рукописи сочинений Сульпиция Севера принято объединять в две «семьи» – италийскую и франкскую (франко-германскую); Э.Ш. Бабю обнаружил промежуточный тип, представленный в единственной ирландской рукописи («Книга из Арма»). Основные критерии для классификации рукописей – деление «Диалогов» (в рукописях италийской «семьи» выделяются два диалога, во франкских манускриптах – три), наличие или отсутствие «Мартинелла» (есть только во франкских рукописях) и «спорных» фрагментов в «Диалогах» (пророчество об антихристе, инвектива Брикция). К италийской «семье» исследователи относят древнейшую рукопись, в которой наряду с «Жизнью Мартина», письмами и «Диалогами» Сульпиция Севера содержится также «Житие святого Павла», составленное Иеронимом Стридонским. Датировка рукописи вызывает разногласия. В ней сохранился колофон веронского чтеца Урсицина с датой 1 августа 517 г., но некоторые исследователи полагали, что полуунциал, которым переписан текст, относится к более позднему времени (текст мог быть скопирован из рукописи Урсицина в конца VI в. или даже в VII в.). Другие рукописи италийской «семьи» были созданы намного позже веронского манускрипта (из них в изданиях текста чаще всего использовалась рукопись XV в.). Особая редакция сочинений Сульпиция Севера, которая существенно отличается как от италийского, так и от франкских текстов, представлена в ирландской рукописи «Книга из Арма» (писец Фердомнах (ум. в 846 г.); манускрипт содержит также Новый Завет и произведения, связанные с почитанием святого Патрикия). Исследователи отмечают, что в этой рукописи тексты размещены в необычном порядке: за «Жизнью Мартина» следуют два диалога, затем – письма первое и второе; третье письмо отсутствует. Среди других особенностей – фраза, отсутствующая во всех других манускриптах. Наибольшее число сохранившихся рукописей Сульпиция Севера принадлежит к франкской «семье». Эта редакция получила широкое распространение в эпоху Каролингов; ряд манускриптов был создан в скриптории при базилике Мартина в Туре, с которым, как полагают исследователи, связано происхождение текста.

 



 
PR-CY.ru