МАРТИН - Страница 9

По свидетельству пресвитера Урания, перед кончиной Павлину явился «Мартин, человек во всём подобный апостолам (uir per omnia apostolicus), описание жизни которого теперь все читают и [который] был епископом в Галлии». Однако в сочинениях многих представителей раннего западного монашества нет упоминаний о Мартине, что, скорее всего, как полагают исследователи, было связано с их критическим отношением к трудам Сульпиция Севера. Среди таких авторов – Руфин Аквилейский, Августин Блаженный и Иоанн Кассиан, а также выходцы из Леринского монастыря (см. Лерен). Так, Иларий Арелатский не упоминал о Мартине, хотя он был знаком с произведениями Сульпиция Севера и использовал их при написании «Слова о жизни святого Гонората». Высказывалось мнение, что Иоанн Кассиан и леринские авторы не одобряли позицию Сульпиция Севера, который акцентировал внешние проявления святости Мартина, эффектно описывая его чудеса, но уделил недостаточно внимания духовному пути святого и становлению его личности. Исследователи полагают, что из-за неортодоксальных утверждений, которые Сульпиций Север приписывал Мартину, в «Декрете Геласия» его сочинения были причислены к апокрифам, хотя могли существовать и другие причины (например, уклонение Сульпиция Севера в пелагианство, о котором упоминал Геннадий Массилийский). Созданный Сульпицием Севером образ святого, в котором объединялись образы пастыря, аскета и чудотворца, сыграл ключевую роль в становлении латинской агиографической традиции. Со временем Мартина стали рассматривать как «идеального» святого, а труды Сульпиция Севера стали источником агиографических топосов и важнейшим образцом для многих латинских авторов. Мотивы и образы, восходящие к сочинениям Сульпиция Севера о Мартине, содержатся во многих агиографических произведениях. Павлин Медиоланский в «Житии святого Амвросия» одним из первых включил труды «Божьего слуги Севера... о Мартине, досточтимом епископе Туронской Церкви» в число образцовых агиографических сказаний вместе с сочинениями Афанасия Александрийского и Иеронима Стридонского. Среди галльских агиографов под влиянием трудов Сульпиция Севера находились Иларий Арелатский и Гонорат Массилийский, автор «Жития святого Илария», позднее – Констанций, составитель «Жития святого Германа Автиссиодурского» (Осерского). В Италии сочинения о Мартине использовал Эннодий («Житие святого Епифания», епископа Тицинского), в Африке – диакон Ферранд («Житие святого Фульгенция», епископа Руспе). Начиная с VII в. сочинения Сульпиция Севера о Мартине оказывали влияние на ирландскую и англосаксонскую агиографическую литературу.

 



 
PR-CY.ru