МАРТИН - Страница 3

Таким образом, описание жизни Мартина должно было стать для Сульпиция Севера «духовным упражнением» – «аскезой пера». Сульпиций Север считается одним из лучших латинских писателей поздней Античности, хотя Эразм Роттердамский оценивал его стиль как слишком изысканный и манерный, далёкий от «выразительной строгости» классических авторов. Как полагают исследователи, Сульпиций Север уделял особое внимание стилю своих произведений, намеренно усложнённому и вычурному, в избытке используя малоупотребительные слова и поэтические аллюзии, экспрессивные и драматические сцены. Получив прекрасное классическое образование, Сульпиций Север хорошо знал не только светскую литературу, но и сочинения христианских авторов. Наибольшее влияние на него оказали Цицерон и особенно Саллюстий. Сульпиций Север не только подражал экспрессивному и лаконичному стилю произведений Саллюстия, но и во многом заимствовал пессимистический морализм, свойственный римскому историку, поэтому Сульпиция Севера даже называли «христианским Саллюстием» (другим источником мотива нравственного упадка могла быть, как полагают исследователи, «История от основания города» Тита Ливия). Однако основные идеи Сульпиций Север почерпнул из Священного Писания и христианской литературы, главным образом, из сказаний о мучениках, ранних агиографических сочинений об аскетах и, как полагают исследователи, апокрифических «Деяний апостолов». Хотя «Жизнь Мартина» продолжает традиции античной биографии, Сульпиций Север ориентировался, главным образом, на жизнеописания христианских подвижников, прежде всего, на «Жизнь Антония», написанную Афанасием I Великим вскоре после 356 г. Заметное влияние на Сульпиция Севера, как полагают исследователи, оказала «Жизнь Киприана» диакона Понтия (ему были известны также Жития восточных аскетов Павла Отшельника и Илариона Великого, составленные Иеронимом Стридонским). Тем не менее, исследователям трудно определить, что именно Сульпиций Север заимствовал из этих произведений. Так, высказывалось мнение, что композиция «Жизни Мартина», в которой совмещаются хронологический и тематический принципы, во многом повторяет композицию «Жизни Антония»; по другой версии, она приближается к сочинениям Светония. Описание аскетических подвигов Мартина как «бескровного мученичества» могло быть составлено под влиянием как ранних сказаний о мучениках, так и «Жизни Антония». Исследователям не вполне ясно, откуда Сульпиций Север мог заимствовать мотив «неизменности» (constantia) характера Мартина, с которым связано отсутствие какой-либо эволюции личности героя, с рождения призванного Богом к служению. Исследователи полагают, что некоторые особенности «Жизни Мартина» могли восходить к античным жизнеописаниям философов, например, скупое и лаконичное описание жизни святого до крещения (однако параллели исследователи находят также в христианских жизнеописаниях святых Киприана и Антония). Исследователи полагают, что из философских биографий было заимствовано представление о том, что жизнь «великого человека» служила примером для подражания (с этим могло быть связано рассуждение о пользе агиографии в прологе).

 



 
PR-CY.ru